7 сентября 2014 | 18:04 Татьяна Тюкаева

Возобновление саудовско-иранских контактов и стабильность на Ближнем Востоке

На фоне достижения консенсуса между основными внутренними и внешними иракского кризиса по вопросу о борьбе с ИГИЛ, некоторые СМИ заговорили о сближении двух непримиримых соперников на Ближнем Востоке – Саудовской Аравии и Ирана, объединенных угрозой со стороны радикальной исламистской группировки. 

Ирак является одним из театров противостояния между Эр-Риядом и Тегераном в борьбе за сферы влияния на Ближнем Востоке. Однако произошедшее в августе месяце назначение нового премьер-министра страны состоялось при саудовско-иранском согласии. А 25 августа в Эр-Рияде состоялись «позитивные и конструктивные переговоры» заместителя МИД Ирана Хосейна Амира Абдольахьяна и министра иностранных дел Королевства принца Сауда аль-Фейсала «по региональным и международным вопросам, представляющим общий интерес для двух государств». После того, как на пост президента Ирана занял Хассан Роухани, иранцы настойчиво заявляют о стремлении нормализовать отношения с саудовцами. Последние, между тем, продолжают пребывать в страхе перед Ираном, значительно превосходящим Саудовскую Аравию в военном отношении.

Посол Саудовской Аравии в ООН Абдалла аль-Муаллими заявил, что его государство «готово развивать сотрудничество с Ираном, но только при условии его невмешательства во внутренние дела арабских стран». Более того, изначально одобрив кандидатуру нового иракского премьер-министра Хайдера аль-Абади, Эр-Рияд сохраняет недоверие к шиитскому главе правительства, видя в нем опору иранского влияния в регионе. Напряженность в районах с шиитским населением в Королевстве и в целом в Заливе, неудачи в развитии интеграции в рамках ССАГПЗ, а также внешнеполитическая активность Катара, пытающегося бросить вызов саудовцам, - не только подрывают статус лидера арабского мира, на который Эр-Рияд претендует, но и серьезно угрожают безопасности государства.

Наметившаяся с приходом Роухани нормализация отношений Ирана с США, хотя бы частично помогающих уравновесить саудовскую военную слабость против Исламской Республики, а также ирано-американские консультации о взаимодействии по противостоянию джихадистам в Ираке болезненно воспринимаются в Королевстве.

Отсюда – готовность саудовцев к диалогу с иранцами, особенно в свете заявления ИГИЛ о намерении «дойти до Мекки».

Примечательно, что именно конкуренция непримиримых Саудовской Аравии и Ирана является одной из опор баланса сил в регионе, в сохранении которого заинтересованы и Эр-Рияд и Тегеран. Они готовы вместе противостоять любым третьим силам, расшатывающих этот баланс, стремясь обеспечить себе роль единственных гарантов системы региональных процессов на Ближнем Востоке. При этом, ни Саудовская Аравия, ни Иран не упускают возможности ослабить противника: будь то через «заигрывания» с Катаром, как это делают иранцы, или через поддержку сил, борющихся с иранским присутствием в регионе, как это делают саудовцы в Сирии, или через обвинения друг друга в спонсировании терроризма.

Читать еще по теме «»

3 апреля 2018 | 17:59

Дайджест внешней политики Германии 27 марта - 3 апреля

Германия сохраняет решимость добиться статуса непостоянного члена Совета безопаснсоти ООН на период 2019-2020 годов. Поездка Хайко Мааса в Нью-Йорк для лоббирования кандидатуры ФРГ стала первым серьезным испытанием для нового министра. Маасу предстояло заручиться поддержкой не только Генерального секретаря ООН и США, но и представителей десятков стран Африки, Океании, Карибского бассеина. 

10 декабря 2014 | 14:53

Международное давление на Украину усиливается

Западные партнеры Украины заинтересованы в том, чтобы конфликт на Донбассе как можно скорее исчез из медийного пространства. Иными словами, для Запада принципиальны не условия урегулирования, а сам факт его наличия.

6 апреля 2016 | 21:00

Перспективы Минского процесса и проблема признания Нагорного Карабаха

Пока «минский процесс» продолжается (и в какой стадии он сейчас, скоро станет ясно), идти на односторонние действия и признавать Нагорный Карабах до проведения юридически обязывающего референдума означает нарушение «базовых принципов», ответственность за которое однозначно возложат на Ереван. Бенефициарием от этого вряд ли возможно стать, а реальное взаимодействие Армении и НКР от этого не станет более крепким и содержательным. Издержки же очевидны. Конечно, это дало бы дополнительные козыри Баку не только на поле боя, но и на переговорах.

30 сентября 2014 | 08:36

Результативность санкций против России в оценках западных политиков и экспертов

Ответы на каждый из трех поставленных вопросов – возможно ли реализовывать традиционные европейские ценности демократии и прав человека путем давления, каковы экономические последствия санкционной политики против России непосредственно для ее авторов и приведет ли такая политика к разрешению украинского кризиса – позволяют реально оценить результативность санкций Запада против россиян.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова