В мае-июне 2013 года в Турции прошли протесты, которые получили в прессе «турецкая весна». Нельзя сказать, что ранее турки не выступали против действующей власти, однако протестные акции никогда до этого не перерастали в насильственное противостояние. Спустя год после этих событий Турцию вновь лихорадит, теперь – по скорбному случаю гибели нескольких сотен шахтеров в угольной шахте Сома.
Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. Это стало следствием того, что военный истеблишмент подвергся «чисткам», а многие высокопоставленные военнослужащие получили тюремные сроки за подготовку к государственному перевороту.
Причины протестов кроются в политике правительства Рэджепа Тайипа Эрдогана, который в рамках политики «Ноль проблем с соседями» умудрился поссориться практически со всеми соседями. Кроме того, основным катализатором протестных акций является внутриполитическая линия руководства страны, в рамках которой под прикрытием позитивных экономических реформ происходит постепенная исламизация политического истеблишмента, возникает все больше исламских фондов и организаций, религия внедряется в образование, разрешается ношение религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Эти меры встречают некоторый позитивный отклик и спрос. В связи с активными экономическими реформами правительства возникла новая буржуазия, которая вышла из бедных слоев общества преимущественно с востока страны. Качественное изменение буржуазии привело к изменению нравов политиков, а внимание властей и сместилось с богатых светских слоев к бедным группам населения, преимущественно весьма набожным.
В связи с тем, что до реформ правящей «Партии справедливости и развития» большая часть турецкого населения была крайне бедна, а инфляция исчислялась десятками и сотнями процентов в год, успех экономической политики ПСР привел высокой поддержке обществом Эрдогана и его команды, несмотря на коррупционные скандалы. Разрозненная оппозиция, имеющая противоположные взгляды на базовые принципы протеста, не может обеспечить единство противостоящих власти структур. Как показали выборы в местные органы власти весной 2014 года, позиции власти, несмотря на все имеющиеся сложности, не пошатнулись.
При этом в контексте предстоящих в августе 2014 года первых в истории Турецкой Республики всенародных президентских выборов ситуация определенно накаляется. Но не по линии власть-оппозиция, а внутри самой власти. Периодически это стало выбрасываться в публичное пространство, как-то столкновение Эрдогана и живущего в США общественного деятеля, бывшего имама Фетхуллаха Гюлена. Необходимо отметить, что ПСР – крайне неоднородная структура, которую в прошлом объединяла цель устранить военных как основного субъекта политики. Однако сегодня коалицию разъединяет борьба за власть.
Несмотря на радикализацию протеста в Турции, противники власти в сложившейся политической среде не способны к консолидации. Они смогут изменить ситуацию только при помощи извне. При этом есть вероятность смены власти изнутри коалиции в связи с напряженностью внутрипартийной обстановки.
Лояльность граждан государству определяется довольно прагматичными соображениями. Либо человек убежден, что может в рамках своей территориальной или этнической общности жить вне пределов политического поля страны, либо наоборот не мыслит себя вне политического порядка, несмотря на все его недостатки. Во втором случае гражданин может критически относиться к действующему режиму и его идеологии, но все же воспринимать его как меньшее зло. Именно этот взгляд на постсоветскую Украину является сейчас причиной сохранения целостности страны, несмотря на жесточайший кризис.
Иран мог бы действовать в обход США - совместно с Россией, заинтересованной в эффективной стабилизации Ближнего Востока и, в общем-то, занимающейся этой стабилизацией в Сирии. Проблема в том, что у Ирана и России, несмотря на внешнее согласие и совпадение интересов разное понимание слова «стабилизация». Иран жаждет ликвидации своих противников и хочет сам контролировать регион от Афганистана до Леванта. Москве же нужен баланс сил между всеми игроками региона.
Слухи об ухудшении здоровья кандидата на пост президента США от Демократической партии Хиллари Клинтон заставили однопартийцев всерьез рассуждать о возможности её замены другим политиком. Среди кандидатов называют Тима Кейна, Берни Сандерса и Джо Байдена. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что никто из них не сможет стать удобной для демократов альтернативой Клинтон.
Одной из главных черт американской внешней политики остается критика Москвы, в частности, в связи с событиями на Украине. Помимо этого, прошедшая неделя для Вашингтона ознаменовалась немаловажными договоренностями американо-японского сотрудничества в сфере безопасности, достигнутыми в первые дни начавшегося визита японского премьер-министра в США, а также появление новой редакции стратегии в сфере кибербезопасности.