В мае-июне 2013 года в Турции прошли протесты, которые получили в прессе «турецкая весна». Нельзя сказать, что ранее турки не выступали против действующей власти, однако протестные акции никогда до этого не перерастали в насильственное противостояние. Спустя год после этих событий Турцию вновь лихорадит, теперь – по скорбному случаю гибели нескольких сотен шахтеров в угольной шахте Сома.
Протесты в Турции начинают приобретать системный характер. Их основной движущей силой являются радикально светские слои общества, социалисты и анархисты. При этом среди движущих сил протеста отсутствуют военные, которые ранее ассоциировались с защитниками светского пути развития Турции. Это стало следствием того, что военный истеблишмент подвергся «чисткам», а многие высокопоставленные военнослужащие получили тюремные сроки за подготовку к государственному перевороту.
Причины протестов кроются в политике правительства Рэджепа Тайипа Эрдогана, который в рамках политики «Ноль проблем с соседями» умудрился поссориться практически со всеми соседями. Кроме того, основным катализатором протестных акций является внутриполитическая линия руководства страны, в рамках которой под прикрытием позитивных экономических реформ происходит постепенная исламизация политического истеблишмента, возникает все больше исламских фондов и организаций, религия внедряется в образование, разрешается ношение религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Эти меры встречают некоторый позитивный отклик и спрос. В связи с активными экономическими реформами правительства возникла новая буржуазия, которая вышла из бедных слоев общества преимущественно с востока страны. Качественное изменение буржуазии привело к изменению нравов политиков, а внимание властей и сместилось с богатых светских слоев к бедным группам населения, преимущественно весьма набожным.
В связи с тем, что до реформ правящей «Партии справедливости и развития» большая часть турецкого населения была крайне бедна, а инфляция исчислялась десятками и сотнями процентов в год, успех экономической политики ПСР привел высокой поддержке обществом Эрдогана и его команды, несмотря на коррупционные скандалы. Разрозненная оппозиция, имеющая противоположные взгляды на базовые принципы протеста, не может обеспечить единство противостоящих власти структур. Как показали выборы в местные органы власти весной 2014 года, позиции власти, несмотря на все имеющиеся сложности, не пошатнулись.
При этом в контексте предстоящих в августе 2014 года первых в истории Турецкой Республики всенародных президентских выборов ситуация определенно накаляется. Но не по линии власть-оппозиция, а внутри самой власти. Периодически это стало выбрасываться в публичное пространство, как-то столкновение Эрдогана и живущего в США общественного деятеля, бывшего имама Фетхуллаха Гюлена. Необходимо отметить, что ПСР – крайне неоднородная структура, которую в прошлом объединяла цель устранить военных как основного субъекта политики. Однако сегодня коалицию разъединяет борьба за власть.
Несмотря на радикализацию протеста в Турции, противники власти в сложившейся политической среде не способны к консолидации. Они смогут изменить ситуацию только при помощи извне. При этом есть вероятность смены власти изнутри коалиции в связи с напряженностью внутрипартийной обстановки.
Кооперация Лондона и Парижа объясняется теми же причинами, что и их противостояние в прошлом. Страны имеют сходные амбиции, являются обладателями ядерного оружия и постоянными членами СБ ООН. Это позволяет им выстраивать отношения в формате альянса равных.
4 октября в США в рамках предвыборной президентской кампании состоялись дебаты между кандидатами в вице-президенты. По данным опросов победу на них одержал республиканец Майкл Пенс. Ход дискуссии позволяет сделать вывод, что команда Трампа учла ошибки первых дебатов и сделала ставку на последовательную демонстрацию ошибок бывшего госсекретаря.
Нахождение же под одной крышей Баку и Еревана ни к чему, кроме появления второго издания СНГ, не приведет. И в воссоздании на новом витке «инструмента цивилизованного развода» Москва вряд ли заинтересована. Означает ли это, что Баку не сможет взаимовыгодно сотрудничать с Москвой, Минском и Астаной? Никоим образом: в двусторонних форматах при всех имеющихся проблемах и противоречиях, такое сотрудничество уже идет и, скорее всего, будет вестись. Только вряд ли это будет иметь какое-то отношение к вступлению Азербайджана в ЕАЭС.
В Варшаве понимают, что требование возврата Восточной Польши вызовет обсуждение вопроса о западных территориях. О возможности реституции польские власти никогда всерьез не задумывались, а сейчас уже вполне определенно можно сказать, что «поезд ушел». Если это и можно было сделать, то в начале 90-х годов, когда аналогичный процесс состоялся в Чехии и Прибалтике.