Вторые выборы главы Египта после свержения Хосни Мубарака назначены на 26-27 мая 2014 года. Основной претендент на должность президента Египта - фельдмаршал Абдель Фаттах эс-Сиси, который во главе группы военных отправил в отставку предыдущего президента Мухаммеда Мурси в июле 2013 года. Фактически эс-Сиси самостоятельно управляет страной при декоративном правительстве и временно исполняющем обязанности президента. Между тем, борьба с «братьями-мусульманами», объявленными в декабре 2013 г. вне закона, не вызывает одобрения у значительной части египтян. Это все громче отзывается дестабилизацией на Синае, терактами в крупных городах и демонстрациями против нынешних властей и ас-Сиси.
Не менее серьезный вызов представляют социально-экономические проблемы. В стране продолжаются забастовки рабочих и госслужащих, требующих повышения заработной платы. На фоне опустевшей казны это сложно разрешимая задача. Не редки перебои с электричеством, проблема высокой безработицы не решена. Активизировавшиеся после свержения Мурси исламистские группировки угрожают одному из основных источников дохода египтян – туризму. Экспорт газа, еще более прибыльная для страны отрасль, стоит под вопросом в связи с возросшими внутренними потребностями в сырье.
В период правления свергнутого в июле 2013 г. исламистского президента Мурси эта задача решалась Катаром, который поставлял в Египет сжиженный газ в качестве помощи. Однако разлад Дохи с новыми египетскими властями в связи со спонсированием «братьев-мусульман» сорвал поставки льготного сырья. Сейчас египетская экономика остается на плаву благодаря усилиям Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ, которые помимо крупной финансовой помощи ввозят в Египет нефть. Очевидно, что долго за счет монархий Залива Египет существовать не сможет, а нефтяные поставки не способны заменить сжиженный природный газ, под использование которого приспособлены многие энергетические станции страны.
Разногласия в египетском обществе вызывает и сама фигура ас-Сиси. «Братья-мусульмане» и их сторонники не признают свержение Мурси и до сих пор называют его своим президентом. Среди либералов также недовольство из-за недемократичности выборов, исход которых очевиден, и восстановления режима, подобного правлению Хосни Мубурака. Предпосылками к этому считаются ноябрьский закон о запрете несанкционированных демонстраций, возвращение мубараковских функционеров к власти, а также закон о президентских выборах, ужесточающий условия предвыборной гонки и отбор кандидатов. Эти шаги на фоне негативной социально-экономической ситуации значительно снизили рейтинг фельдмаршала за последние полгода. Характерно, что египетские либералы не единодушны в своих оценках. Одни выступают с поддержкой ас-Сиси, другие считают, что в интересах египетской демократии военные «должны оставаться в казармах».
Одним из противников как эс-Сиси, так и Мурси является лидер Национального движения Хамдин Сабахи, финишировавший третьим в президентских выборах 2012 года. Сегодня он пользуется поддержкой той части молодежи, которая фактически свергла исламистов в июле 2013 г., но при этом не желает видеть военных у власти. Таких, однако, насчитывается менее 5%. Еще одним кандидатом на выборах стал мубараковский функционер, бывший судья, владелец египетского футбольного клуба Мортада Мансур. С его провокационными заявлениями о намерении отказаться от Кэмп Дэвидских соглашений, закрыть доступ к социальным сетям и запретить продажу алкоголя в стране, его шансы в президентской гонке вызывают еще больше сомнений, чем шансы Сабахи. Впрочем, выдвижение обеих кандидатур выглядит как декорация к выборам, победа ас-Сиси в которых бесспорна.
Ас-Сиси уже приступил к выработке программы по выходу из социально-экономического кризиса. Однако, у него нет решения проблемы, вызывающей нарастающее недовольство молодежи - безработицы. Кроме того, неспособность военных договориться с «братьями-мусульманами», ставит под вопрос перспективы национального примирения. Между тем, члены этой организации широко представлены в системе социальных услуг и являются неотъемлемой частью египетского общества.
Ас-Сиси использовал разлад с Вашингтоном после свержения Мурси, играя на популярных антиамериканских настроениях в египетском обществе. После приостановки американской и катарской помощи Египту, особенно по линии военно-технического сотрудничества, Египет заметно активизировал контакты с Россией. В глазах египтян Москва по-прежнему рисуется как главный противовес Вашингтону в мире. В феврале 2014 года Россия и Египет парафировали двухмиллиардный контракт о поставке российской военной техники в Египет. Дрейф Каира в сторону Москвы во многом является попыткой шантажировать Вашингтон. Однако у России появилась возможность расширить сотрудничество с ключевой страной региона на взаимовыгодной основе и укрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Спустя несколько лет после терактов 11 сентября администрация Буша-младшего осознала ошибочность использования жёстких мер по отношению к мусульманам, проживающим в США. В 2004 году Белый Дом и мусульманские религиозные учреждения начали совместную работу по выработке механизмов интеграции мусульман в американское общество. Однако постоянный страх перед исламом, сопровождающийся стереотипным представлением о мусульманах, породили исламофобию в широких американских общественных, политических и академических кругах.
Европа очень медленно, но все же приходит к осознанию необходимости выстраивания новой системы на руинах старой. Системы, где постсоветское пространство признается сферой влияния России, где установлены четкие и понятные правила российско-европейской игры на этой территории. Все понимают, что если этого не сделать, то Россию и ЕС ожидает не только обострение «битвы за Украину», но и новые фронты противостояния, например, вокруг Приднестровья.
Уже в среднесрочной перспективе конфликт может быть разрешен одним из двух вариантов - либо Россия перенапряжется и под грузом санкций согласится вернуться на свое предыдущее место, либо Запад признает ее новую роль. И второй вариант видится куда более вероятным, особенно если Москва продемонстрирует, что в своей новой ипостаси она будет проводить конструктивную политику.
Недавно было объявлено об официальной ратификации соглашения о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС, подписанного ранее. Теперь начинается этап реализации договоренностей, практическая работа Союза в новом составе и взаимодействие республики с другими его участниками. В настоящий момент Кыргызстан сталкивается с комплексом экономических проблем, решению которых может способствовать участие в интеграционном проекте, свободный доступ к союзным рынкам, а также финансовая помощь от России, Казахстана и союзных структур, включая ЕАБР.