Татьяна Тюкаева
Ближайшие задачи правительства в Киеве - обеспечить платежный баланс государства до начала 2015 года, когда ожидается поступление финансовой помощи от ЕС и США. Однако комплексное решение экономических проблем будет требовать возобновление торгового сотрудничества и индустриальной кооперации с Россией. 
ПРЕМИУМ
23 марта 2014 | 13:58

Украинская экономика под давлением политической нестабильности

Экономика Украины находится в рецессии с середины 2012 года. Непоследовательная политика правительства В. Януковича привела к оттоку капитал и формированию внутренних и внешних дисбалансов. Наряду с неблагоприятной мировой конъюнктурой цен на экспортные товары это поставило Украину на грань дефолта. Остро нуждаясь в финансовых средствах, Киев принял решение отложить подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, переговоры по которому велись четыре года. Неизбежным следствием заключения этого соглашения стал бы фактический выход Украины из зоны свободной торговли с Россией и сокращение налоговых поступлений от двусторонней торговли (около половины товарооборота Украины приходится на Россию).

Дефицит платёжного баланса Украины к концу 2013 года превысил 8%. Валютные резервы равнялись 20 млрд долл., которых могло хватить на 2,5 месяца. Это меньше, чем у Египта и ниже критического уровня по методике МВФ, составляющего 3 месяца. У страны 10 млрд. долл. внешнего долга со сроком погашения в 2014 году. Аналитики Morgan Stanley указывают, что Украине нужно 18 млрд. долл. до марта 2015 года, чтобы закрыть свои обязательства, и ещё 14 млрд. долл., чтобы удерживать объём резервов для оплаты импорта за два месяца.

Скупка Россией украинских еврооблигаций и предоставление краткосрочной скидки на газ дали отсрочку украинскому правительству, но не решили долгосрочных проблем ликвидности. Экономике Украины требуются структурные реформы, которые болезненно ударят по карманам граждан и неминуемо приведут к поражению на выборах любой команды, которая решится их реализовать. 

Ситуацию усугубляет политическая нестабильность вызванная силовым противостоянием де-факто правительства и оппозиционных сил на Востоке и Юге страны. Если сторонам не удастся договориться в ближайшее время и правительство не будет в состоянии навести порядок на улицах городов, провести детенизацию экономики и при этом убедить партнеров и доноров в том, что оно способно работать над решением накопившихся проблем, то рецессия усугубится, а риск суверенного кризиса ликвидности возрастёт.

Украинский “разлом”: цивилизационный и экономический
Украина продолжает оставаться хрупким молодым государством, разделенным на Запад и Восток по этническому, языковому, религиозному и экономическому признакам. Основные производственные мощности страны находятся на востоке и были созданы в советское время как элемент промышленной системы СССР.

Украинские предприятия в области станкостроения и приборостроения по-прежнему участвуют в общих производственных цепочках с предприятиями из России и Беларуси. Их рентабельность в высокой степени определяется стоимостью энергоресурсов, которые Киев импортирует из России. Рынки сбыта продукции Востока Украины находятся на постсоветском пространстве.  Это побуждает любое правительство в Киеве искать консенсуса с Москвой по вопросам единого таможенного пространства и стоимости энергоносителей. 

Западные регионы Украины исторически тяготели к соседним Польше и Австро-Венгерской Империи. Помимо Львовской области эти аграрные регионы дотируются из государственного бюджета. Свои чаяния жители Запада Украины связывают со сближением с ЕС. Политика балансирования между ЕС и Россией, которую вынуждено вести правительство в Киеве, воспринимается на западе страны как антинародная.  

В этой сложной ситуации от руководства Украины требуется высокий навык государственного управления и видение перспектив развития страны. Интеграция страны в ЕС неизбежно приведет к деиндустриализации Востока Украины. Вступление в Таможенный союз выльется в народные выступления на Западе страны. 

Политические альтернативы В. Януковича и А. Яценюка
Экономический курс правительства Януковича был неудачным для Украины. Киев медлил с развитием промышленного потенциала страны, возможным только в тесном сотрудничестве с Россией и Беларусью. Главной задачей правительство видело пересмотр газовых соглашений с Москвой, заключенных правительством Ю. Тимошенко.

Разочарованный неуспехом своих попыток, Киев выдвинул курс на ускорение европейской интеграции. Расчет состоял в получении финансовой компенсации и торговых привилегий со стороны ЕС в обмен на готовность выйти из зоны свободной торговли с Россией. Денежный эквивалент компенсаций должен был составить не меньше нескольких десятков миллиардов долларов единовременной помощи.

Нереалистичность этой схемы стала очевидна для правительства Януковича только накануне саммита “Восточного партнерства” в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Опасаясь неминуемого дефолта, Киев был вынужден отложить подписание соглашения об Ассоциации с ЕС и просить о финансовой помощи Россию, которая одна могла предоставить ее без дополнительных условий. Дестабилизация экономики и политической ситуации на Украине - предсказуемый результат непоследовательной политики В. Януковича. 

Радикальные требования украинской оппозиции еще больше повредили политической стабильности и улучшению экономического положения в стране. В программе правительства А. Яценюка нет готовых решений существующих проблем. До новых президентских выборов де-факто власти в Киеве не смогут легитимировать свой режим, а насильственное подавление недовольства населения только усугубит раскол страны на Запад и Восток.

Краткосрочные цели украинской экономики - в необходимости обеспечить платежный баланс государства до начала 2015 года, когда ожидается поступление внешней финансовой помощи. Правительство Яценюка будет использовать любые возможности, чтобы получить финансирование со стороны ЕС и США. Заметные надежды Киев также возлагает на содействие со стороны Китая, который усиливает присутствие на Украине. Украине нужны деньги, и у Китая, у которого нет политических требований к ней, они есть. Однако комплексное решение экономических проблем будет требовать от Киева возобновление торгового сотрудничества и индустриальной кооперации с Россией. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

25 августа 2014 | 17:27

Адоманис: Киев напрасно надеется на европейское финансирование

Призыв к осторожности не означает прямое осуждение действий Украины на Востоке. Президент Петр Порошенко планирует продолжение военной операции, по-прежнему называя ополченцев "террористами". Пока волна революционного энтузиазма в обществе помогает правительству Украины в его радикальных планах - с поддержкой ЕС или без нее.

8 ноября 2014 | 20:48

Курдистан использует угрозу ИГ для утверждения своей независимости от Багдада

Визит Масрура Барзани в Брюссель закрепил тенденцию на активизацию Курдского регионального правительства на международной арене. Курды продолжают попытки наладить прямые тесные контакты с ключевыми спонсорами основных процессов на Ближнем Востоке.

18 ноября 2014 | 09:02

Американо-турецкие разногласия по Сирии ведут к ухудшению отношений

Кризис в отношениях Вашингтона и Анкары начался в период, когда Конгресс отказался одобрить военную операцию в Сирии осенью 2013 года. Турецкая сторона, игравшая важную роль в сирийской кампании, восприняла это как предательский акт.

1 декабря 2015 | 21:17

Рейтинг главных событий внешней политики России в ноябре 2015 года

Ухудшение российско-турецких отношений после того, как был сбит штурмовик Су-24, запрет на туристические поездки в Египет вследствие теракта над Синаем, участие в саммите "Группы 20" в Анталье и встрече ФСЭГ в Иране, новые противоречия в отношениях между Москвой и Киевом, а также другие важнейшие события внешней политики России и их последствия за ноябрь 2015 года.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
2 апреля 2014 | 01:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова