Андрей Сушенцов
Полагаю, что геополитическая доктрина Джорджа Фридмана так же упрощает международную реальность, как и идеи либерального американского мэйнстрима. Признание реальности существующего баланса сил, стремление к сохранению стабильности и опора на международное право — вот рецепт реалистической политики, который пока не дается США.
ПРЕМИУМ
26 декабря 2014 | 15:00

США не сдерживают Россию

Почему Джордж Фридман думает наоборот

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

Две недели назад Москву посетил главный проповедник глобального американского превосходства Джордж Фридман. Этот человек известен в России и за ее пределами благодаря деятельности основанного им в 1996 году частного разведывательного агентства «Стратфор». Организация выпускает и распространяет за небольшую плату оригинальные аналитические материалы о международных отношениях и безопасности. Фридман также автор нескольких международных бестселлеров, в которых он развивает геополитическую модель анализа международных процессов.

Идеи Джорджа Фридмана выделяются на фоне американского мейнстрима. Для последнего характерны либеральный уклон, вера в идеалы и трансформирующая роль демократии. На этом фоне Фридман кажется прагматиком и даже циником. При этом он не претендует на взвешенность и объективность. Напротив, делает ставку на превышение ожиданий читателя — его анализ мировых событий удивляет, провоцирует, раздражает. Фридман стремится убедить, что именно таковы законы международных отношений.

В Москве Джорджа Фридмана принимали с размахом. Предваряла визит публикация его записки для Валдайского клуба. После серии мероприятий в МГИМО, его приняли в МИД России. Интервью Фридмана для газеты «Коммерсантъ» широко разошлось в государственных медиа — его процитировали Первый канал, агентство «Россия сегодня» и другие.

Открыл все эти двери единственный тезис основателя «Стратфора», созвучный представлениям российского истеблишмента, о том, что политика США направлена на недопущение появления в Евразии какого-либо гегемона, в распоряжении которого были бы западноевропейские технологии и российские ресурсы.

Этой идеи так же страшатся в России, как и пестуют ее, — вне зависимости от того, справедлива она или нет и соответствует ли она историческому опыту американской политики. Поэтому слова Фридмана — бальзам на душу российским консерваторам, считающим вслед за геополитиками XIX — начала ХХ века Ф. Ратцелем, А. Мэхэном, Х. Маккиндером, что США стремятся сбалансировать усиление любого регионального лидера в Евразии.

Думаю, что слова Фридмана о том, что Россия является экспансионистской державой, а значит США будут действовать против нее, — надолго осядут в умах многих в Москве. Как и следующее его утверждение: глобальное превосходство США останется неоспоримым ближайшие 100 лет, и на этот период внешняя политика Соединенных Штатов останется главной движущей силой международных процессов.

Между тем этот вывод не соответствует действительности. Во-первых, Россия не нацелена на экспансию и ведет себя оборонительно. Если накануне визита в Москву Фридман полагал, что Москва стремится расширить давление на Прибалтику, Кавказ и Польшу, то после него он изменил свое мнение.

Во-вторых, Фридман переоценивает ресурсы США относительно других международных центров силы. Такого преимущества, которое Вашингтон имел в международных делах последние 20 лет, достигнуть уже не удастся. Более того, своим периодом глобального доминирования США распорядились неумело — ввязавшись в продолжительные конфликты, с которыми не были связаны крупные американские интересы.

В-третьих, эпоха, когда доктрины сдерживания и балансирования работали, ушла в прошлое. Никто не хочет, чтобы на повестку дня вернулись вопросы европейской безопасности, и никто не готовится к войне с Россией. Победа в этом противостоянии ненадежна, а ее цена слишком велика. То, что эффективно делала континентальная дипломатия Британии в Европе XVIII-XIX веков, не могут себе позволить США. Также и потому, что не умеют.

Соединенные Штаты вступили в круг великих держав только во второй половине ХХ века, не получив классического европейского опыта конфликтов и сотрудничества, среди плодов которого, — рассудительность в международных делах. При этом в отличие от Британии, США могут позволить себе невежество в вопросах, касающихся того, что происходит вдали от их границ. Американская экономика — крупнейшая в мире и при этом практически самодостаточная: доля экспорта в ВВП — около 10 процентов, и три его четверти идут в Канаду и Мексику. США надежно контролируют прибрежные моря и могут не беспокоиться об остальном. Поэтому свою внешнюю политику американцы выстраивают главным образом для того, чтобы поддерживать свой благоприятный образ внутри страны и за рубежом, а не достигать реальных результатов в отношениях с другими странами. На эту закономерность первым обратил внимание американский дипломат Джордж Кеннан.

История также показывает, что США не смогли сдержать императорскую Японию в первой половине ХХ века, СССР в Европе в 1940-х годах, исламскую революцию в Иране в 1970-х, возвышение «Талибана», «Аль-Каиды» и «Исламского государства» на Ближнем Востоке в 1990-х и 2000-х. Отношения США с КНР сейчас совсем не похожи на балансирование. Остаются вопросы о том, что сможет сделать Вашингтон, если Россия и КНР действительно пойдут на решительные шаги в Прибалтике и на Тайване.

Концепция балансирования упрощает реальность и скорее передает желаемое для США, нежели описывает действительность.

Это не тревожит Фридмана, пропагандирующего геополитический детерминизм: все страны — заложники своей географии и обстоятельств, ими руководит «невидимая рука геополитики».

Согласно Фридману, происходящее в международных отношениях не имело альтернативы. Однако он объясняет логику международных процессов «задом наперед» — в его интерпретации откровенно ошибочные шаги приобретают осмысленность. Якобы целью США в Афганистане и Ираке было уничтожение нарождающихся центров влияния, а не установление контроля над этими странами. В 2000-х я много времени уделил изучению мотивов политики администрации Джорджа Буша-младшего и могу утверждать, что этот тезис ошибочен: в Афганистане американцы хотели отомстить, и искренне поверили, что на Ближнем Востоке приживется демократия. Модель Фридмана также не объясняет, почему США так дорого заплатили за попытку «уничтожить центры влияния» и зачем для этого потребовалась продолжительная оккупация. То же касается и войны США во Вьетнаме.

Проблема геополитического подхода состоит в том, что он предполагает слишком масштабное видение, не связанное с конкретной международной ситуацией. Это не позволяет рассчитывать на достоверный прогноз.

Объяснять украинский кризис стремлением России обеспечить буфер на границах с НАТО все равно, что составлять прогноз погоды на неделю, констатируя время года на дворе. Правильный вопрос, который приведет к практически полезному выводу, — как сохранить стабильность и условия для развития в хрупком пространстве на стыке двух макрорегионов, при этом не провоцируя Россию.

Если в России есть некоторый иммунитет против упрощенных геополитических представлений (хотя ажиотаж вокруг визита Фридмана и говорит об обратном), то представим, какое впечатление произведут его идеи на неискушенных людей. Известно, что «Стратфор» консультировал правительство Грузии накануне войны 2008 года. По данным «Викиликс», в консультациях агентства звучали слова о том, что гарантии безопасности Грузии со стороны США непререкаемы. Думаю, грузины искали именно такого ответа. При этом «Стратфор» (как и США) не несет ответственности за последствия своих рекомендаций — если грузины или украинцы последовали им, то это лишь их вина.

Полагаю, что геополитическая доктрина Джорджа Фридмана так же упрощает международную реальность, как и идеи либерального американского мэйнстрима. Признание реальности существующего баланса сил, стремление к сохранению стабильности и опора на международное право — вот рецепт реалистической политики, который пока не дается США.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

19 апреля 2015 | 23:00

Международные итоги недели: Торжество прагматизма

Москва объявила о намерении завершить сделку по продаже Ирану ракетных комплексов С-300. В то же время Россия не стала ветировать в Совбезе ООН резолюцию, призванную осложнить жизнь поддерживаемых Ираном шиитских мятежников хоуситов в Йемене. Тем самым она дала понять, что действует исходя из сугубо прагматических соображений и не готова привносить лишний раздражитель в отношения с арабскими монархиями, если этого можно избежать.

23 июня 2016 | 13:25

Особая роль Москвы в нагорно-карабахском урегулировании

Сама апрельская эскалация не была чем-то неожиданным для всех, кто следил за динамикой армяно-азербайджанского этнополитического противостояния. Рост числа инцидентов и жертв (включая не только военнослужащих, но и гражданских лиц) уже не первый год является отчетливым трендом. Что же касается дипломатического формата, то ни Ереван, ни Баку не демонстрировали вчера и не демонстрируют сегодня приверженности к компромиссам и уступкам.

9 декабря 2015 | 19:04

Дайджест внешней политики России за неделю (30 ноября-7 декабря)

На прошедшей недели состоялись сразу несколько крупных международных саммитов. Первый из них прошел в Париже и помимо вопросов изменений климата в центре внимания оказались наиболее острые вопросы современной политики. Второй была встреча министров иностранных дел ОБСЕ в ходе которой состоялся ряд двусторонних встреч. Но всё же в центре внимания на этой неделе в самой России было послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию, в котором, согласно традиции, были сделаны важные заявления по вопросам внешней политики страны.

20 октября 2015 | 12:44

Как спасать Приднестровье? Экономическая блокада республики и российские интересы

Приднестровье является не просто региональным оплотом РФ — там живут сотни тысяч российских граждан. По сути, непризнанная республика стала тем самым слабым местом России, на которое могут давить ее недоброжелатели. Не только для того, чтобы вытеснить ее из северо-западного Причерноморья и нанести Кремлю имиджевый или экономический ущерб, но также для того, чтобы вынудить Россию на ответные агрессивные шаги. Москве необходимо спасать Приднестровье, но пока непонятно, как это сделать.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова