Геворг Мирзаян
Судя по словам Столтенберга, был выработан некий механизм диалога между российскими и американскими военными, особенно в случае если такая провокация приведет к трагическим последствиям. Возможно, России и США придется вырабатывать некий аналог договора периода 70-х годов, в котором стороны распишут разрешенные и запрещенные виды провокаций и демонстраций.
ПРЕМИУМ
21 апреля 2016 | 21:00

Встреча Совета Россия-НАТО подтвердила наличие глубоких разногласий и необходимость диалога

На прошедшем Совете Россия-НАТО стороны не составили дорожную карту нормализации российско-западных отношений. Собственно, этого и не требовалось - смысл мероприятия был в том, чтобы начать наконец серьезный диалог по серьезным вопросам.

Снова надо встречаться

«У нас состоялся полезный и искренний обмен мнениями по вопросам, связанным с прозрачностью, предсказуемостью, важностью снижения рисков и важностью сохранения открытыми каналов коммуникации между военными», - заявил генсек Альянса Йенс Столтенберг.

Судя по всему, стороны все-таки обсудили вопросы с пролетами российских самолетов над американскими кораблями в нейтральных водах.

«Достаточно кому-то нажать не на ту кнопку — и мы получим непредсказуемую эскалацию», - говорит глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер.

Вряд ли Москва и Вашингтон достигли соглашения о прекращении подобного рода провокационных полетов - ведь в этом случае американцы должны были взять на себя обязательства не приближаться к российским базам и к зонам российских интересов, что в принципе невозможно (на Балтике и в Черном море, как известно, находятся не только российские военные базы, но и территория стран НАТО).  Но, судя по словам Столтенберга, был выработан некий механизм диалога между российскими и американскими военными, особенно в случае если такая провокация приведет к трагическим последствиям.

Возможно, России и США придется вырабатывать некий аналог договора периода 70-х годов, в котором стороны распишут разрешенные и запрещенные виды провокаций и демонстраций.

Что же касается более серьезных тем для обсуждений, то и в Альянсе, и в Москве отнеслись к их перспективам с большой долей скепсиса. Так, Йенс Столтенберг заявил, что между Россией и НАТО «есть глубокие разногласия, и сегодняшнее заседание не изменило их». А Москва назвала эти разногласия фактически экзистенциальными.

«Политика и военное планирование НАТО, базирующиеся на сдерживании России, не могут быть совместимы с любыми планами создания мер доверия», - отметил постпред России при организации Александр Грушко.

Учитывая, что НАТО существует именно как институт сдерживания российских амбиций и интересов в Европе, отказаться от этой системной задачи Альянс не сможет. А значит, выходит, ни о каких мерах доверия между Россией и НАТО говорить не придется?

На самом деле все не так однозначно. Сдерживание не исключает доверие,  если это сдерживание понятное и идет по правилам. Даже в период холодной войны когда НАТО и ОВД сдерживали друг друга вплоть до риска возникновения ядерной войны, существовали некие правила игры. И в рамках этих правил было доверие и понимание необходимости сотрудничества ради элементарного выживания. Которое, например, вылилось в целую серию договоров о сокращении наступательных вооружений, а также в создание ОБСЕ. Просто для доверия нужна предсказуемость партнеров, осознание их реальных интересов и умение сочетать эти интересы в рамках компромисса. И на сегодняшний день некоторые интересы России и НАТО совпадают.

Так, НАТО и РФ заинтересованы в борьбе с ИГ - если для Москвы это угроза завтрашнего дня, то для Брюсселя уже сегодняшнего. К тому же стороны заинтересованы в недопущении военного столкновения из-за обострившегося регионального конфликта - той же Украины или Приднестровья. Возобновление войны на Донбассе или усиление экономической блокады Тирасполя может привести к размораживанию конфликтов и вовлечению в них войск РФ и Альянса.  Ну и, наконец, Москва и Брюссель просто должны вести диалог о наболевшем. Сложные вопросы гораздо эффективнее решать с глазу на глаз при личной встрече, нежели через лозунги в прессе или заявления официальных представителей МИД или Минобороны.

«Политический диалог между странами, расположенными в одном евроатлантическом регионе, необходим и полезен особенно во времена напряженности, которые мы наблюдаем сегодня», - говорит Йенс Столтенберг.

Диалог о диалоге

До недавнего времени в НАТО это не понимали.

«Когда возник настоящий кризис в августе 2008 года, НАТО немедленно заморозило отношения, отказавшись что бы то ни было обсуждать. То же самое произошло в марте 2014-го. Отсюда резонный вопрос - а какой смысл в российско-натовской структуре, если она хлопает дверью именно тогда, когда остро необходимы консультации по вопросу безопасности и взаимные объяснения?», - вопрошает российский политолог Федор  Лукьянов.

Вопрос в том поняли ли это в России? С одной стороны, Александр Грушко говорит о том, что «мы расходимся во мнениях по многим вопросам, но это не должно мешать нам вести диалог. Это один из основополагающих принципов Совета Россия-НАТО». С другой стороны, Кремль дает понять, что готов вести диалог лишь по делу, и поэтому следующая встреча Совета под вопросом.

«Россия не против провести новую встречу Совета Россия—НАТО, но только когда будет реальная повестка дня», - говорит поясняет господин Грушко.

Реальной повестки, скорее всего, не будет (если, конечно, не дай Бог не случится какого-нибудь военного инцидента), ведь с точки зрения повестки мяч, безусловно, на стороне Запада.

«Россия не стремится к противостоянию с США, ровно как с НАТО или Евросоюзом, и никогда не была инициатором такого противостояния. Очевидно, что конфронтационный настрой только тормозит усилия по восстановлению оптимального вектора мирового развития», - говорит Сергей Лавров.

Кремль давно готов к нормализации отношений, однако США и ЕС до сих пор не выполнили главное условие России - согласиться с новой объективной реальностью в российско-западных отношений.

И дело тут не столько в Крыме или даже Донбассе - Запад, по мнению российских властей, должен признать РФ равноправным партнером в деле создания системы безопасности Европы (и, возможно, европейского общего рынка), а также должен согласиться с правом России на сферу влияния.

Пусть даже не эксклюзивную. И пока что ни ЕС, ни США не готовы принимать эти условия. Однако опять же это не означает, что Москва и Альянс не должны разговаривать, причем разговаривать не на уровне двусторонних контактов Россия - отдельные члены НАТО, а в общем формате Совета.

Судя по всему, большая ясность в векторе отношений Россия-НАТО наступит после июльского саммита Альянса в Варшаве, когда и появится реальная повестка. На этом саммите может быть принято решение о расширении присутствия НАТО в Восточной Европе.

«Например, Польша настаивает на том, что необходимо наращивать боевую активность альянса, создавать соответствующую инфраструктуру на восточных рубежах по линии соприкосновения шести государств-членов НАТО на Востоке», - говорит заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

Это, естественно, вызовет ответную реакцию и, возможно, даже действия России. Которые в любом случае придется снова обсуждать с глазу на глаз. Возможно, даже ставить вопрос о пересмотре основополагающего Акта Россия-НАТО, подписанного еще в далеком и спокойном 1997 году.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

10 декабря 2014 | 10:00

За Москву и против Брюсселя

Отправная точка внешнеполитической доктрины французских националистов — евроскепсис. Агитация за выход из ЕС и отказ от выполнения экономических требований Брюсселя находит в обществе отклик не только из-за утраты Францией «суверенитета», но и в силу нарастания социальных проблем.

27 января 2017 | 12:28

Дайджест внешней политики США (20 – 26 января)

Первая рабочая неделя Трампа была отмечена рядом указов и постановлений, обозначивших отход от политики предыдущей администрации. Напротив, Джеймс Мэттис стремился продемонстрировать преемственность прежнего курса Пентагона и независимость от риторики президента. После «очистки» дипломатического корпуса от политических назначенцев Белый дом «не попросил остаться» нескольких высокопоставленных служащих Госдепартамента.

3 декабря 2014 | 08:17

Новое коалиционное правительство Афганистана будет крайне слабым

Выступая по национальному телевидению Афганистана 30 ноября, новоизбранный президент страны Ашраф Гани объявил о том, что отныне функции почти всех министров будут исполнять их заместители. Даже президент и премьер-министр Абдулла Абдулла в скором времени смогут прийти к консенсусу, новое правительство будет крайне слабым.

30 марта 2014 | 20:45

Лидеры президентской гонки Украины

Основное противостояние на выборах ожидается между Петром Порошенко и Юлией Тимошенко. Порошенко заявил, что не видит в Тимошенко политического конкурента и в перспективе ожидает от нее поддержки. Тандем Кличко-Порошенко ведет политику объединения демократических сил, что может привлечь избирателей, которые впервые видят сплоченность участников политической борьбы. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова