Андрей Сушенцов
Украина - единственная из постсоветских стран, отношения с которой носят жизненный характер для интересов России. Общее индустриальное наследие удерживает на плаву ВВП Украины и делает Россию заинтересованной в стабильности западного соседа. Тесная взаимозависимость вынуждает Москву и Киев искать компромисса. 
ПРЕМИУМ
28 июня 2014 | 16:55

Контуры стратегии России в отношениях с Украиной

Вопреки распространённому мнению о том, что Москва дестабилизирует Украину, Россия является главным заинтересованным гарантом ее целостности. Более того, локализация нестабильности на Украине и ограничение ее влияния на соседей составляет общие цели политики России и ЕС. Именно поэтому Еврокомиссия играет неожиданно конструктивную роль в переговорах по газовой задолженности Украины и России. 

Россия могла бы быстро, эффективно и - главное - анонимно дестабилизировать ситуацию на Украине и привести к власти в Киеве лояльные силы. Почему она этого не делает?

Россия как естественная держава "статус кво"
Практика последних лет показывает, что активная наступательная внешняя политика дорога и неэффективна. Последствия действий США в Афганистане, Ираке и Ливии это подтверждают. Глобализация и ядерный паритет сделали крупные страны заложниками мирного решения конфликтов. Новые территории и население не дают роста, но потребляют ресурсы. Мощь современного государства прирастает экономикой, а главное условие его социальной стабильности – постоянный рост размера ВВП на душу населения. Россия встала на путь устойчивого роста экономики только в 1999 году, тогда как США – еще в 1880-х годах. Наверстать упущенное уже невозможно, но стремиться к этому необходимо. Поэтому сохранение позитивной экономической динамики – главная задача политического класса России.

Российская экономика остается необычайно хрупкой. Первая индустриализация страны в 1930-х гг. проводилась не на рыночной основе, а перевод промышленности на капиталистические отношения в 1990-х гг. сопровождался эксцессами приватизации. По-прежнему приходится преодолевать последствия нерыночного планирования производства, когда соображения целесообразности при строительстве индустриальных районов заменялись требованиями создания всесоюзной кооперации. 

Разбросанность взаимосвязанных производств по всему пространству бывшего СССР ставит перед странами пост-советского пространства уникальную по сложности задачу - сохранить интегрированность экономик при распаде политического единства. Этот путь прямо противоположен истории интеграции в ЕС, но аналогичен ему по логике - потребности развития побуждают объединение усилий. Только вместе Россия и Украина могут строить самые большие в мире самолеты типа «Руслан», вертолеты типа «КА» и «МИ» и совершенные межконтинентальные баллистические ракеты. В глазах Москвы это - тот «ребенок», которого нельзя «выплеснуть вместе с водой».  

Хрупкость этого баланса вынуждает Москву избегать резких перемен в отношениях с соседями, контакты с которыми носят стратегический характер для российской экономики - Беларусь, Казахстан, Украина, Азербайджан и Туркменистан. Ряд стран разделяет общие с Россией интересы сохранения устойчивых отношений во имя стабильности и экономического роста - Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Туркменистан. Все они со своими особенностями, но давно встали на путь извлечения прибыли из советского наследства и с тех пор держат руль ровно. 

На этом фоне велики угрозы дестабилизации в стагнирующих или кризисных экономиках на Украине, в Грузии, Абхазии, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Наиболее рисковая стратегия резких и глубинных преобразований в Грузии и на Украине требует четкого планирования и большого реализма. В отсутствие обоих условий Тбилиси и Киев не могут похвастаться экономическими успехами. Но первой до конца прошла путь политического радикализма именно Россия, инициировав распад СССР, "шоковую терапию" в экономике, расстрел Верховного совета в 1993 году и первую войну в Чечне.

Москва усвоила, что резкие преобразования и простые решения сложных проблем - высоко рисковая стратегия. Основываясь на этом опыте, Россия с конца 1990-х гг. выбрала путь медленного, но устойчивого роста и избегания вовлечения в дорогостоящие конфликты. Именно поэтому Москва никогда не инициировала пересмотр статус кво в поясе своих границ, но присоединялась к его разрушению последней и только тогда, когда страдали ее жизненные интересы (Грузия, Украина). Именно поэтому Россия не форсирует перемены в местах, где худой мир лучше доброй ссоры (Приднестровье, Нагорный Карабах, Кыргызстан). И оставляет без последствий нарушение своих второстепенных интересов (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия). 

Интересы России на Украине
Задача поступательного экономического развития России делает необходимым стабильность и целостность Украины. Две страны связаны как никакие другие на пост-советском пространстве. До референдума в Крыму жизненным интересом Москвы было базирование на полуострове Черноморского флота и нейтралитет Украины. 50% газового экспорта России в ЕС проходит через Украину, поэтому транзит энергоресурсов по ее территории также является жизненным интересом, по крайней мере, до ввода в эксплуатацию «Южного потока». 

Украина обеспечивает транзит товаров не только между Россией и ЕС, но и азиатскими странами, включая заметную по объему контрабанду электроники. На украинских предприятиях размещена значительная часть оборонного заказа России. Российский капитал в предприятиях Украины составляет двузначную цифру от общего объема экономики. При этом доля Украины в товарообороте России – около 4,5%. Трудовая миграция из Украины в Россию ежегодно насчитывает до 6-7 млн. человек. Гуманитарные связи двух стран наиболее крепкие - совместные семьи, общая культура и религия. Во имя поддержания этих интересов Москва ежегодно дотировала украинскую экономику в размере 10-12 млрд. долл. путем скидок на газ, займов, размещения заказов и преференциального торгового режима в ущерб российскому производителю. Без преувеличения Россия - была и остается главным внешним гарантом стабильности Украины, причем этот интерес - жизненный. 

Однако Украина сама не создает предпосылок для стабилизации ситуации. Радикализм новой украинской элиты и ее "головокружение от успехов" подчеркивают ее готовность к безответственным экспериментам. Результатом этой политики уже стала деградация государственного аппарата и финансовой дисциплины.

Нелояльность и выжидание стали тактикой действий украинских чиновников любого звена. Радикально и безответственно ведут себя находящиеся в частных руках СМИ Украины. В совокупности эти условия дают возможность проявить себя фигурам вроде лидера националистической партии «Свобода» Олега Тягнибока, олигарха и главы Днепропетровской области Игоря Коломойского и кандидата в президенты националиста Олега Ляшко. Над страной нависла угроза дефолта, который не так страшен, как война на Востоке Украины. 

Все это усугубляет нестабильность и нарушает российские интересы. Но уже меньше, чем десятилетие назад.

Делая ставку на собственный рост, 15 лет назад Россия инициировала новую украинскую политику - основанную не на концепции "братства любой ценой", а на логике уменьшения влияния Украины на жизненные интересы России. В рамках это политики был создан газопровод "Северный поток" и запланировано создание "Южного потока", начались работы по созданию новой базы Черноморского флота в Новороссийске, происходил перенос оборонного заказа на российские предприятия. Время реализации этих проектов длительно, однако Москва готовилась в течение следующих 10 лет мирно "отпустить" Украину, если та решит "уйти". Россия стремилась, чтобы этот уход не нанес непоправимого ущерба самой Москве, но не накладывала вето на внешнеполитический выбор Киева - да и не могла этого сделать. 

Форсирование перемен в результате февральского переворота в Киеве в 2014 году нанесло ущерб российским жизненным интересам. Угроза вытеснения Черноморского флота РФ из Крыма и вступления Украины в НАТО повлекли решение Москвы о поощрении отделения Крыма и Севастополя от Украины. Тем самым Россия показала, что для защиты своих жизненных интересов готова действовать решительно и предупредила о последствиях в случае дальнейшего наступления на них новых властей в Киеве. 

Одновременно Россия продолжает оставаться сторонником статус-кво в возможно более полном виде. Именно этим объясняется признание Москвой нового режима в Киеве, игнорирование требований лидеров сопротивления на Востоке Украины вмешаться в конфликт, предоставление скидки на газ в размере 1/4 стоимости и необыкновенная терпимость к погрому российского посольства в Киеве. Россия не хочет углубления ущерба своим интересам и потому предлагает работающие способы сохранения целостности Украины в ее новых границах путем федерализации. 

Условием продолжения Россией курса на поддержку стабильности Украины является достижение взаимопонимания с новыми властями в Киеве по цене на газ, беспрепятственному транзиту энергоносителей в ЕС, правилах торгового режима в треугольнике Россия-Украина-ЕС и неприкосновенности собственности российских предприятий. Переход от логики сотрудничества к логике борьбы нежелателен для Москвы. Но она готова и к такому развитию событий.  

Если в Киеве возобладают авантюристические и агрессивные силы, Россия будет вынуждена перейти к сдерживанию угроз, исходящих из Украины. При этом Россия не пойдет на прямое или косвенное силовое решение противоречий с Киевом - это слишком дорого и ненадежно. По логике Москвы покорению и замирению Украины есть высокодоходные альтернативы. Те же деньги выгоднее потратить, замкнув многомиллионный поток российских туристов на Сочи, инвестировав 50 млрд. в создание там первоклассного курорта. Или израсходовав 600 млрд. долл. до 2020 года на собственный ВПК, рывок в развитии которого тянет за собой остальные отрасли национальной промышленности. 

В Москве осознают, что военный контроль самого большого государства в Европе с 44 миллионным населением невозможен. Значительная часть населения Украины будет настроена по отношению к интервентам враждебно, тогда как за последние 20 лет Россия выработала правило - направлять войска только в те регионы, где местное население их будет приветствовать. Эскалация гражданского противостояния на Востоке Украины также невыгодна, поскольку порождает угрозы безопасности - нарушение трансграничной торговли, потоки беженцев, перетекание отрядов комбатантов между двумя странами, случайный и намеренный военный ущерб российским активам, угрозу ж/д и авиасообщению.

Негативный сценарий политики России будет выглядеть иначе. Получат импульс развития альтернативные пути доставки энергоресурсов в ЕС, будут заблокированы российские инвестиции в украинскую экономику, подвергнется пересмотру преференциальный торговый и визовый режимы, будет ограничена трудовая миграция. Наиболее существенно - Россия перестанет субсидировать цену на газ для Украины. В совокупности это повлечет экономический кризис на Украине и нанесет несомненный ущерб российским интересам, затормозив ежегодный рост ВВП России на доли процента. 

Москва будет стремиться избежать такого развития событий, но не будет уклоняться от него, если Киев не оставит выбора. Прежде направляемые на поддержку соседа ресурсы Россия инвестирует в национальное производство. По мере увеличения разрыва в уровне развития, Россия будет привлекать миграцию русскоязычного населения из Украины. Курс на уменьшение влияния Украины на жизненные интересы России будет ускорен.

Нестабильность влечет перемены всюду - и Украина не исключение. В прошлом именно Россия, а не ЕС предоставляла стратегические условия для роста украинской экономики. С выходом Украины из зоны свободной торговли с Россией и обострением двусторонних отношений Москва перестанет гарантировать стабильность Украины в одиночку - благо сам Киев к этому стремится. Прекращение конфликта, стабилизация Украины и ее будущий рост потребуют совместных усилий России и ЕС, которых все теснее объединяет общий интерес - локализовать ущерб от кризиса на Украине. Брюссель осознает, что следующим этапом украинской драмы может стать энергетический кризис в ЕС и стремится не допустить этого. 

Однако долгосрочного решения кризиса пока не просматривается. ЕС не осознает размер ежегодных дотаций, которые потребует стабилизация Украины в случае ее выхода из-под российской опеки, и не готов их выделять. В долгосрочной целесообразности действий киевского руководства есть основания сомневаться. Внутриукраинский антагонизм между Западом и Востоком страны нарастает. США пока не играют роль стабилизирующей силы. Россия страхует риски и выводит из-под удара свои активы. Импульс к заключению сделки появится после того, как ЕС ощутит чувствительный удар по своей энергетической безопасности. Кризис на Украине продолжит углубляться по крайней мере до осени этого года. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

7 июня 2014 | 02:00

Коалиционное правительство Палестины и перспективы Ближневосточного урегулирования

Махмуд Аббас утвердился в роли представителя палестинского народа и был признан международным сообществом. Любой заинтересованной стороне придется договариваться непосредственно с ним.

15 ноября 2017 | 20:58

Парадоксы и противоречия российско-американских отношений

Ситуацию в российско-американских отношениях можно охарактеризовать как наиболее запутанную за всё время после окончания «холодной войны». С одной стороны, страны разделяют глубокие противоречия по огромному числу вопросов. С другой стороны, на уровне первых лиц есть готовность вести конструктивный диалог с тем, чтобы попытаться выбраться из глубокой ямы, в которой эти отношения находятся.

11 июля 2015 | 11:11

Новые альтернативы мировому порядку

БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.

25 мая 2016 | 22:37

Хрупкий статус-кво вокруг Нагорного Карабаха противоречит интересам России

Несмотря на череду военных инцидентов последних лет видно, что система военно-политических сдержек при российском посредничестве в целом работает – Баку не стремится к большой войне, хотя и начинает использовать силу, чтобы обозначить свои политические интересы и несогласие со статус-кво. Военный баланс между сторонами и российские военные гарантии Армении делают большую войну маловероятной, хотя и не исключают военных инцидентов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова