Андрей Джага
Коррупция и неэффективность государственного аппарата воспринимаются Брюсселем как угрозы, которые потенциально являются более опасными для Украинского государства, чем тлеющий конфликт на Донбассе.
ПРЕМИУМ
16 июня 2015 | 15:11

Приоритеты Евросоюза в Украинском кризисе

Последний всплеск насилия на востоке Украины вновь поднял вопрос о путях эффективного урегулирования конфликта. Минские соглашения хоть и помогли снизить интенсивность боевых действий, но пока не смогли разрешить конфликт. Стороны увязли в длительном переговорном процессе, пытаясь договориться о путях имплементация соглашений. Ситуацию также ухудшает вопрос трактовки Минских соглашений.

Брюссель озадачен. Как должна вести себя Европа в этой сложной ситуации? Эксперты соглашаются в том, что достичь выигрышного для всех сторон компромисса практически невозможно. Одновременно, игнорирование ключевых интересов России только усугубит ситуацию.

Политическое урегулирование ограниченного конфликта требует ограничения целей игроков. И Брюссель вынужден расставить для себя приоритеты.

Москва, отчасти, это уже сделала. Закрытие проекта «Новороссия», заявления в поддержку целостности Украины на востоке – все это показатели ограничения целей Кремля. Риторика Москвы в целом стала более примирительной, если сравнивать с ситуацией лета 2014 года. Таким образом, отказываясь от «Новороссии» Москва предлагает заморозку конфликта. Россия готова поддержать урегулирование, помочь Киеву вернуть контроль над восточной границей при условии, что ДНР/ЛНР сохранят свой статус внутри децентрализованного государства с широкими правами автономии. Это гарантирует Кремлю наличие рычагов влияния над стратегическими вопросами внешней политики Украины – прежде всего о ее нейтралитете. А значит с интересами Москвы будут считаться.

Брюссель также понимает необходимость ограничения своих задач в конфликте. Исходя из предыдущего опыта, европейцы опасаются, что главным вызовом для безопасности региона может стать провал реформ в Украине, которые создадут куда более сложные проблемы.

Хотя Украину не считают несостоявшимся государством, вопрос эффективности ее государственного аппарата поднимается все чаще.

Евросоюз особенно волнуют проблемы с коррупцией. Некоторые эксперты уверены, что главная причина провалов прозападных правительств, например, в Афганистане, - это тотальная коррупция. Неэффективность правительства последнего, слабость и жестокость по отношению к собственному народу создавали благоприятную среду для деятельности Талибана и аффилированных с ним структур. Коррумпированный и неэффективный режим в Киеве может спровоцировать новые протесты, которые могут оказаться фатальными для государства. В тоже время война на востоке воспринимается как одно из главных препятствий для реформ в Украине. Она отвлекает ресурсы и является универсальным оправданием для неэффективных реформ и коррупции Киева. Именно поэтому в Брюсселе хотят достичь хотя бы временного урегулирования конфликта и сосредоточиться на реформах. Подобное урегулирование будет «холодным миром», санкции не будут сняты и отношение к России в ЕС резко не изменится.

Но в этом подходы Москвы и Брюсселя совпадают. Брюссель готов ограничить свои приоритеты, желая реализовать необходимые реформы хотя бы на той части Украины, с которой он граничит. Брюссель понимает, что Киев критически нуждается в экономической поддержке, но он не хочет отправлять деньги в коррумпированное государство. Европа желает видеть в Украине эффективно функционирующие государство с минимальным уровнем коррупции. Если замораживание конфликта на востоке Украины ускорит реформы – территориальной целостностью можно пожертвовать. Таким образом, в своих приоритетах Брюссель все больше склоняется акценту на успешных реформах в Украине.

Важно заметить, что Москва также заинтересована в стабилизации ситуации в Украине – будет ли она достигнута путем реформ или иным образом. Какими бы ни были сиюминутные отношения между государствами, они обречены географией на соседство. Политически и экономически стабильное Украинское государство будет более надежным партнером для планирования длительных отношений.

Готов ли Киев ограничить свои цели? Пока украинское общество верит в самый опасный миф – возможность достижения победы силой – вряд ли киевские политики будут готовы рискнуть своими рейтингами.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Безопасность»

25 ноября 2015 | 03:00

Без объявления войны: Почему Турция обстреляла Су-24 и как на это ответит Кремль

24 ноября турецкие ВВС сбили российский фронтовой бомбардировщик Су-24, выполняющий задание в Сирии. В ходе поисковой операции вынужденную посадку совершил российский вертолет, поврежденный в результате обстрела с земли стрелковым оружием. Один морпех погиб, остальная команда была эвакуирована. Владимир Путин уже дал понять, что этот инцидент — водораздел в отношениях России и Турции.

26 апреля 2018 | 09:16

Тереза Мэй и Джеймс Бонд: от Солсбери до Сирии

За последний месяц правительству Терезы Мэй удалось создать нарратив, возвращающий нас к  Яну Флемингу, который внес значительный вклад в психологическое измерение Холодной войны. Освещение СМИ «дела Скрипалей», химическая атака в Сирии и ракетные удары по войскам Асада в ответ на неё – всё это создает видимость значимости Великобритании на международной арене, тогда как продолжающийся развод с ЕС говорит об обратном.

25 марта 2016 | 19:35

Дайджест внешней политики США за неделю (18-24 марта)

На прошедшей неделе одним из центральных событий внешней политики США стал визит Президента США на Кубу, который символизировал историческую нормализацию американо-кубинских отношений, однако не снял целый ряд  традиционных спорных вопросов между Вашингтоном и Гаваной. Теракты в Брюсселе вновь стимулировали дебаты касательно мер безопасности во избежание подобных событий в США, но прийти к консенсусу касательно политики в отношении американских мусульман по-прежнему не удается. Подписанное соглашение об усилении сотрудничества в сфере обороны между США и Филиппинами вызвало ожидаемо острую реакцию со стороны Китая.

30 ноября 2015 | 22:36

Инцидент с Су-24: как два дружеских государства стали врагами

Очевидно, что российско-турецкие противоречия по сирийскому кризису оказались настолько серьезными, что достичь компромисса оказалось невозможно. Оправдывая свои действия необходимостью обеспечения безопасности своих границ, Турция отказывается приносить извинения – по крайне мере до тех пор, пока не будет проведено расследование инцидента специально сформированной комиссией при участии третьей стороны.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова