Иван Лошкарёв
Западные партнеры Украины заинтересованы в том, чтобы конфликт на Донбассе как можно скорее исчез из медийного пространства. Иными словами, для Запада принципиальны не условия урегулирования, а сам факт его наличия.
ПРЕМИУМ
10 декабря 2014 | 14:53

Международное давление на Украину усиливается

Процесс мирного урегулировании конфликта на Донбассе в течение месяца находился под угрозой полного срыва. Стороны обменивались обвинениями и констатировали невыполнение ключевых положений Минского протокола и меморандума о реализации основных его положений. Наиболее неуступчивой была позиция официального Киева, который считал, что лишь украинские власти вправе определять, каким образом и какой из подписавшихся сторон будут реализовываться конкретные обязательства в рамках Минского процесса. Западные партнеры Украины заинтересованы в том, чтобы конфликт на Донбассе как можно скорее исчез из медийного пространства. Иными словами, для Запада принципиальны не условия урегулирования, а сам факт его наличия.

За неделю до утверждения состава украинского правительства президент Петр Порошенко в очередной раз четко обозначил непримиримую позицию Киева:

«Если бы оккупационные войска покинули нашу территорию, мир и спокойствие пришли бы на территорию Украины за 2-3 недели. Именно так это произошло на освобожденных территориях».

Несмотря на определенное сочувствие США и ЕС по отношению к украинским властям, западные страны все четче ощущают, что и Киев способствовал эскалации конфликта. Стало понятно, что конфликт на Донбассе нельзя разрешить путем переговоров и взаимных уступок великих держав, так как у противоборства в Новороссии сформировалась собственная динамика. В рамках этой динамики Киеву все сложнее позиционировать себя как оплот демократии, стремящийся к европейским политическим стандартам.

Этот дисбаланс украинские власти вынуждены компенсировать агрессивной риторикой и постоянным давлением на западных партнеров.

Однако поступательные действия западного мира (включая Японию и Австралию) по ухудшению отношений с Россией с целью давлению на нее в целях урегулирования конфликта на Донбассе не встретили понимания со стороны развивающихся стран. В условиях большого количества внутренних проблем и беспомощности в борьбе с ИГИЛ страны Европы и Северной Америки осознают необходимость работать на сглаживание противоречий с остальными государствами, а не на их обострение. Долгосрочная выгода такой политики перевешивает эмоциональные реверансы в сторону «проевропейской» революции на Украине.  Поэтому за последнюю неделю состоялся ряд контактов западных лидеров и представителей руководства Украины. Европейские и американские политики настаивали, чтобы Киев смягчил свою позицию по Минскому процессу и возобновил переговоры с представителями «народных республик».

Причин для беспокойства Запада несколько. Во-первых, поддержка Украины не только затратная, но и неэффективная. Несмотря на усилия международных финансовых институтов и целевые кредиты ЕС и США, государственный долг страны увеличился с 40% ВВП в начале года до 70%. За исключением сельского хозяйства – в экономике Украины наблюдается тенденция к сокращению. Более того, обещанные правительством Арсения Яценюка реформы, нацеленные на приближение украинского регулирования экономики к западным стандартам, остались на бумаге.

Выходит, что Запад кредитовал Украину не для того, чтобы сформировать прочные механизмы, обеспечивающие определенную внешнюю и внутреннюю политику страны, а для того, чтобы сохранить конкретных политиков на властных постах.

Такая политика (акцент на личностях, а не институтах) не оправдала себя в период Холодной войны и не может оправдать себя в условиях логики ситуативности и поиска неожиданных компромиссов, к которой склонна украинская элита.

Во-вторых, сказывается ценностный разрыв между Киевом и западным миром. Украина в рамках Минского протокола и меморандума о выполнении его положений взяла на себя конкретные обязательства, неисполнение которых не может быть оправдано «статусом жертвы», недобросовестностью других сторон конфликта или изменившейся политической ситуацией. Аналогично, взятые обязательства о проведении реформ нельзя оправдать «агрессией», сопротивлением украинского бизнеса или парламентскими процедурами. Расхождение между декларациями и действиями характеризует более глубокий ценностный разрыв, а это убеждает западные страны в том, что Украина объективно не готова интегрироваться в европейское и евроатлантическое политическое пространство.

Наконец, конфликт на Донбассе все еще находится в «горячей» стадии, а значит велика угроза распространения нестабильности на остальные области Украины. К этому может привести не столько «рука Москвы» или деятельность подпольных групп в поддержку Новороссии, сколько социально-экономическая напряженность в регионах, недовольство местных элит распределением власти в Киеве, пробуксовка обещанной децентрализации на фоне ухудшения качества управления. Возможно, первым сигналом грядущей нестабильности стали недавние столкновения в Виннице, где губернатор, лояльный президенту, попытался кулуарными методами сместить председателя областного совета, но столкнулся с массовыми акциями протеста. Местная элита отказалась исполнять распоряжения из Киева и избрала наиболее конфронтационный способ донести свою точку зрения. С учетом того, что Винницкая область является родиной Петра Порошенко и именно в этом регионе его партия получила наибольшую долю голосов на парламентских выборах, это крайне тревожный сигнал для Киева и для Запада.

Хроника телефонного давления на Киев такова: 1 декабря – беседа Порошенко с канцлером ФРГ Ангелой Меркель,  3 декабря – консультации Порошенко с председателем Европейского Совета Дональдом Туском, 4 декабря -  общение Порошенко с вице-президентом США Джо Байденом, 5 декабря – беседа Порошенко с госсекретарем США Джоном Керри, 6 декабря – консультации украинского лидера с президентом Франции Франсуа Олландом. Кроме того, для согласования конкретных деталей в Киеве побывала делегация во главе с заместителем госсекретаря США Роуз Геттемюллер, переговоры с которой возглавил заместитель глав Администрации президента Украины Валерий Чалый. В итоге, 6 декабря Петр Порошенко согласился на новый раунд переговоров в рамках Минского процесса и сместил акцент в официальной риторике с контроля над российско-украинской границей на обеспечение всеобъемлющего прекращения огня. Все же, по внутриполитическим причинам Киев не мог не добавить ряд заведомо неконструктивных предложений, среди которых – отмена результатов выборов 2 ноября в «народных республиках» и одинаковые для всех сторон требования по отводу тяжелой артиллерии от линии фронта.       

Новый раунд Минских переговоров, безусловно, не принесет долгожданного мира на Донбасс, поскольку Киев по-прежнему занимает непримиримую позицию по вопросу статуса ДНР и ЛНР. Более того, за рамками урегулирования пока останутся вопросы восстановления экономики региона, преодоления гуманитарной катастрофы и поставок необходимого для  энергетического сектора Украины угля. По внутриполитическим причинам Киев вынужден проявлять упорство по этим направлениям, вопреки экономической целесообразности, но запас прочности украинского государства невелик, а уступки в будущем неизбежны.

Давление Запада на украинские власти могло бы ускорить процесс урегулирования, особенно, если оно будет системным и корректным.

В итоге, формируется новый подход ЕС и США по отношению к конфликту на Донбассе. Если ранее намечалось добиться уступок Москвы, то теперь давление будет оказываться и на Киев. Конечно, требования к Украине будут более сдержанными, нежели к России. Более того, часть требований будет рассчитана на то, что украинская политическая элита сможет их видоизменить или не выполнить под благовидным предлогом. Но в целом, давление на Украину усилилось и еще усилится.     

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

14 июня 2014 | 13:20

Йенс Столтенберг: профиль нового генерального секретаря НАТО

Выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. 

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

23 декабря 2016 | 18:35

Дайджест внешней политики США (16-22 декабря)

Назначение Дэвида Фридмана новым послом в Израиль свидетельствует о готовности США отказаться от своих традиционных взглядов на решение палестино-израильской проблемы. Тема «русских хакеров» продолжает оставаться предметом горячих дискуссий в американских политических кругах. Реакция Дональда Трампа на инцидент в Южно-китайском море ставит вопросы о его способности действовать в кризисных ситуациях.

22 января 2018 | 23:00

Дайджест внешней политики Германии 16-22 января

Внеочередной съезд СДПГ в Бонне оставил у наблюдателей и экспертов смешанные чувства. С одной стороны, Шульц добился своего - большинство участников съезда проголосовало за старт коалиционных переговоров с ХДС-ХСС. Но победа выглядит пирровой. В СДПГ сохраняется мощная оппозиция, где значительную роль играет молодежное крыло партии. На предстоящих переговорах их противники без сомнений напомнят о себе. 

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова