Наталья Бурлинова
Ключевой вопрос предстоящей встречи – какие решения по дальнейшей трансформации альянса НАТО попытается сейчас провести под прикрытием украинского кризиса.
ПРЕМИУМ
4 сентября 2014 | 14:36

Накануне саммита НАТО в Уэльсе

4 сентября в британском Уэльсе открывается саммит Организации Североатлантического альянса. Встречи глав государств членов альянса проходят примерно раз в два года, но грядущий саммит нервно ожидается как самими членами организации, так и другими странами, прямо или косвенно вовлеченными в кризис на Украине. Генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Рассмусен в своей пресс-конференции накануне встречи интригующе назвал этот саммит «ключевым в истории НАТО». 

В плановое течение подготовительного процесса к саммиту события на Украине внесли значительные коррективы. Изначально среди основных вопросов встречи планировалось обсудить и принять решения по заранее проработанной и задолго определенной повестке дня: бюджетное финансирование НАТО, увеличение расходов на коллективную оборону, политику «открытых дверей» альянса, отношения с Россией, вывод натовских сил из Афганистана и будущее этой страны, ситуацию в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также общие и технические вопросы реформирования военного потенциала альянса. Безусловно, одним из центральных политических вопросов на повестке дня встречи станет украинский кризис. 

С начала года НАТО была сильно взбудоражена событиями на Украине. Особенно это отражается на политическом поведении его руководства. Начиная с зимы, генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен, для которого этот саммит станет последним в должности генерального секретаря, регулярно делает громкие заявления относительно российского аспекта украинского кризиса. Организация начала выпуск специального бюллетеня, посвященного действиям России в контексте украинских событий, в котором на свой лад развенчивает «информационную пропаганду Москвы». 

По мере приближения к саммиту от имени коллектива самых антироссийских стран организации (традиционно страны Балтии, Польша и примкнувшая к ним Канада) призвали альянс разорвать Основополагающий акт об отношениях с Россией, заключенный в 1997 году.

Сам по себе Акт - это не более чем документ о намерениях по сотрудничеству между Россией и НАТО, никаких конкретных положений он не содержит. Кроме того, техническое сотрудничество НАТО и Москвы и без того снижено до минимального уровня, продолжаясь лишь в тех сферах, где коренные интересы альянса важнее натовских амбиций по Украине. Но отмена этого документа по факту будет означать разрыв дипломатических отношений между Москвой и НАТО. На это альянс пойти не готов и не может, учитывая необходимость сотрудничества с Россией по ряду вопросов, прежде всего - по Афганистану. 

Выдвинутые идеи не являются новыми или неожиданными, но в ситуации обострения геополитической ситуации в Европе прозвучавшие предложениях преподносятся как свежий ответ на действия Москвы. Первая идея состоит в продолжении размещения военной инфраструктуры НАТО в близи границ России - создать несколько новых баз в странах Центральной и Восточной Европы по периметру российских границ. Концептуально это техническая реализация политики «открытых дверей» НАТО и программы партнерства с «клиентами» альянса, в том числе из бывших советских республик. Эти предложения были закреплены в 2010 году на саммите НАТО в Лиссабоне в обновленной Стратегической концепции альянса, которая была принята с перспективой на ближайшие 10 лет. 

Вторая инициатива - создание оперативных сил быстрого реагирования на базе НАТО так же не нова. Реформы военной составляющей НАТО идут постоянно, а вопрос о силах быстрого реагирования стоит на повестке дня по крайней мере с 2008 года.

С политической точки зрения украинский кризис станет основным вопросом предстоящего саммита, потому что сейчас Украина - это главный геополитический кейс отношений России и Запада. 

Но за политикой нужно увидеть главное - конкретные решения, которые будут приняты в рамках нового этапа трансформации альянса, как в политическом, так и в военном плане.

Ключевой вопрос предстоящей встречи – какие решения по дальнейшей трансформации альянса НАТО попытается сейчас провести под прикрытием украинского кризиса.

На фоне относительно стабильной политической ситуации в Европе, альянсу было трудно побудить своих членов тратить на оборону обещанные 2% ВВП. Акцентирование «российской угрозы» может сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

Однако одновременно меры реагирования НАТО на украинский кризис будут сдержанными. Несмотря на острую политическую риторику, многие западные лидеры признают, что неумелые действия США и тройки европейских гарантов февральского соглашения оппозиции с Виктором Януковичем спровоцировали переворот на Украине и побудили Россию к защите своих интересов. Вашингтон и Брюссель постараются не усугублять ситуацию и не провоцировать Москву на симметричный ответ. Накануне саммита НАТО президент США Барак Обама в ходе поездки в Эстонию заявил: «Мы не заинтересованы в ослаблении России... Мы не ищем конфронтации с Россией». 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

25 ноября 2014 | 07:13

Причины и перспективы эскалации конфликта вокруг Нагорного Карабаха

Армения и Азербайджан продолжают идти на обострение ситуации вокруг сбитого азербайджанскими войсками армянского вертолета. Аналитики опасаются, что в какой-то момент конфликт может выйти из-под контроля.

21 сентября 2015 | 09:28

Отношения Кыргызстана и США переживают серьезную трансформацию

Последнее время, с конца 2013 года, сотрудничество Кыргызстана и США переживает период серьезных изменений. Причем меняется не просто тональность, а формат и содержание отношений двух стран. Происходящий процесс можно назвать постепенным дистанцированием Кыргызской Республики от США.

30 марта 2015 | 20:28

Международные кредиторы в украинском политическом процессе

В последнее время международные финансовые институты и отдельные западные страны приобрели колоссальное влияние на украинскую внутриполитическую динамику. Тем самым, стирается тонкая грань между внутренней и внешней политикой, не понятно, кто остается субъектом управления, а кто – объектом. 

14 мая 2018 | 08:56

Последствия смены власти в Армении: интервью Николая Силаева

Пашинян заставил РПА под угрозой массовых протестов проголосовать за него, как за премьер-министра. Ему еще предстоит заставить ее проголосовать за программу и проекты тех поправок в законы, в первую в избирательном законодательстве, которые Пашинян хочет предложить. Я хочу спросить – по каждому случаю, по каждой поправке в Избирательный кодекс будут собираться тысячи людей, которые будут перекрывать улицы?

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
9 декабря 2014 | 08:00
11 сентября 2014 | 21:25
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова