Принятый Верховной Радой Украины Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» формально находится в соответствии с протоколом трехсторонней контактной группы. Между тем, президент Петр Порошенко фактически не сделал каких-либо уступок самопровозглашенным республикам. Напротив, переговорная позиция Украины не изменилась: Киев добивается одностороннего сложения оружия ополченцами. Принятый закон лишь добавляет политические и экономические стимулы для такого шага.
Основная мысль закона «Об особом порядке» - деятельность самопровозглашенных «народных республик» предлагается «втиснуть» в формат местного самоуправления. Органы местного самоуправления, согласно украинскому законодательству, формируют и распоряжаются собственными бюджетами, устанавливают дополнительные налоги и сборы, распоряжаются земельным фондом и коммунальными предприятиями. С учетом специфики таких органов власти, «народным республикам» предлагают отказаться от собственных вооруженных подразделений, которые гарантируют их существование, от самостоятельной внешней политики и от собственного законодательства. Более того, местное самоуправление предлагается в урезанном виде: районные и областные советы, входящие в систему местного самоуправления (ст. 5 Закона «О местном самоуправлении»), не предполагаются.
Закон «Об особом порядке» предусматривает право на использование русского языка в делопроизводстве государственных учреждений и органов местного самоуправления, в образовании и СМИ. Однако данная норма сопровождается ссылкой на Закон «Об основах государственной языковой политики», статья 11 которого четко фиксирует, что в делопроизводстве органов местного самоуправления и государственной власти обязательно используются украинский язык, а по решению местного совета – и региональный (русский) язык. Таким образом, в наиболее болезненном вопросе Киев не добавляет новых норм в законодательную практику, сохраняет декларативную приверженность культурным правам человека, не подкрепленную действенными механизмами. Более того, ссылка на неисполняемый на Украине закон Колесниченко-Кивалова однозначно ставит под сомнение дееспособность Закона «Об особом порядке».
Вопросы социально-экономического развития отдельных районов Донбасса Киев фактически выводит за скобки закона. Будущим органам местного самоуправления предписывается проводить консультации с заинтересованными ведомствами и заключать отдельные соглашения по каждому интересующему их вопросу. Причем эти органы оказываются в двойной зависимости – ведь решения о начале консультаций и об утверждении соглашений принимаются исключительно заинтересованным министерством или Кабинетом министров. По принятому закону, Украина как государство обменивает выполнение своих прямых обязанностей на уступки органов самоуправления отдельных районов Донбасса. Более того, экономическое развитие региона ставится в зависимость от принимаемой Кабинетом министров целевой программы. Причем, правительство не обязано консультироваться с будущими органами местного самоуправления.
Единственная кажущаяся уступка ополченцам со стороны Киева – разрешение предполагаемым органам самоуправления сформировать «народную» милицию. Однако такое право уже частично предусмотрено частью 32 статьи 26 и статьи 38 Закона «О местном самоуправлении». Есть и более тонкая проблема: в системе украинского МВД не предусмотрена «народная» милиция, а общую численность и структуру линейной милиции утверждает Верховная Рада (ст. 7 Закона «О милиции»). По Закону «Об особом порядке» подразделения народной милиции подчинены руководителям органов самоуправления, однако вопросы структуры и численности таких подразделений выведены из их сферы влияния. Более того, поскольку народная милиция формируется на добровольческих началах, открытым остается вопрос о праве на ношение оружия.
Наконец, в вопросе проведения избирательной кампании на территориях ЛНР и ДНР Киев принял решение без консультаций с «народными республиками». Согласно принятому закону, выборы в намечаемые органы самоуправления назначены на 7 декабря. Таким образом, Порошенко лишний раз продемонстрировал непризнание субъектности ЛНР и ДНР, а также свою неготовность к настоящим компромиссам.
Вместо компромиссного решения о статусе отдельных районов Донбасса, о формировании экономических и политических условий примирения сторон, в Киеве приняли закон, частично повторяющий уже имеющиеся нормы и частично содержащий в себе дискриминационные по отношению к другой стороне конфликта механизмы.
В своем выступлении на 72-й Генассамблее ООН Дональд Трамп попытался очертить контуры внешнеполитической доктрины, которую эксперты назвали открыто «лицемерной». Заявления Джона Хантсмана во время слушания в сенате не выходили за рамки традиционных принципов внешней политики США. Через месяц после начала кризиса в Мьянме Вашингтон впервые выступил с официальным заявлением по разворачивающемуся гуманитарному кризису.
Российско-египетские отношения переживают период подъема – взаимодействие по целому ряду направлений заметно активизировалось с приходом к власти Сиси. Однако не следует рассматривать достигнутые успехи как «возвращение Москвой Египта» или «потерю Каира Вашингтоном». Египетское руководство не выбирает между Россией и США, оно сотрудничает со всеми, кто может быть полезным для восстановления страны сегодня.
В Вашингтоне все больше привлекает внимание ситуация в Ливии - на фоне усиления позиций ИГ в этой стране - вплоть до обсуждения вопроса о военном вмешательстве для борьбы с террористической группировкой. Не менее противоречивым вопросом, обсуждавшимся на прошедшей неделе, стала проблема отказа от использования российскихракетных двигателей при запуске американских спутников, к чему призывает ряд конгрессменов во главе с Маккейном. Помимо этого, США выразили недовольство по поводу отказа Китая ужесточить санкции в отношении Северной Кореи, однако ничего этим не добились.
Перестановки в кабинете привели к росту количества единомышленников в окружении Трампа. Неожиданное согласие Трампа на личную встречу с главой КНДР заставили американских экспертов строить предположения о параметрах такого соглашения. Введенные в четверг санкции против российских граждан и организаций (во многом дублирующие уже существующие санкционные списки и обвинения Мюллера) позволили Трампу продемонстрировать жесткость в отношении России.