Иван Лошкарёв
Порошенко лишний раз продемонстрировал непризнание субъектности ЛНР и ДНР, а также свою неготовность к настоящим компромиссам. Вместо компромиссного решения о статусе отдельных районов Донбасса, о формировании экономических и политических условий примирения сторон, в Киеве приняли закон, частично повторяющий уже имеющиеся нормы и частично содержащий в себе дискриминационные по отношению к другой стороне конфликта механизмы.
ПРЕМИУМ
17 сентября 2014 | 10:34

Закон о статусе Донбасса не содержит компромиссов

Принятый Верховной Радой Украины Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» формально находится в соответствии с протоколом трехсторонней контактной группы. Между тем, президент Петр Порошенко фактически не сделал каких-либо уступок самопровозглашенным республикам. Напротив, переговорная позиция Украины не изменилась: Киев добивается одностороннего сложения оружия ополченцами. Принятый закон лишь добавляет политические и экономические стимулы для такого шага.

Основная мысль закона «Об особом порядке» - деятельность самопровозглашенных «народных республик» предлагается «втиснуть» в формат местного самоуправления. Органы местного самоуправления, согласно украинскому законодательству, формируют и распоряжаются собственными бюджетами, устанавливают дополнительные налоги и сборы, распоряжаются земельным фондом и коммунальными предприятиями. С учетом специфики таких органов власти, «народным республикам» предлагают отказаться от собственных вооруженных подразделений, которые гарантируют их существование, от самостоятельной внешней политики и от собственного законодательства. Более того, местное самоуправление предлагается в урезанном виде: районные и областные советы, входящие в систему местного самоуправления (ст. 5 Закона «О местном самоуправлении»), не предполагаются.

Закон «Об особом порядке» предусматривает право на использование русского языка в делопроизводстве государственных учреждений и органов местного самоуправления, в образовании и СМИ. Однако данная норма сопровождается ссылкой на Закон «Об основах государственной языковой политики», статья 11 которого четко фиксирует, что в делопроизводстве органов местного самоуправления и государственной власти обязательно используются украинский язык, а по решению местного совета – и региональный (русский) язык. Таким образом, в наиболее болезненном вопросе Киев не добавляет новых норм в законодательную практику, сохраняет декларативную приверженность культурным правам человека, не подкрепленную действенными механизмами. Более того, ссылка на неисполняемый на Украине закон Колесниченко-Кивалова однозначно ставит под сомнение дееспособность Закона «Об особом порядке».

Вопросы социально-экономического развития отдельных районов Донбасса Киев фактически выводит за скобки закона. Будущим органам местного самоуправления предписывается проводить консультации с заинтересованными ведомствами и заключать отдельные соглашения по каждому интересующему их вопросу. Причем эти органы оказываются в двойной зависимости – ведь решения о начале консультаций и об утверждении соглашений принимаются исключительно заинтересованным министерством или Кабинетом министров. По принятому закону, Украина как государство обменивает выполнение своих прямых обязанностей на уступки органов самоуправления отдельных районов Донбасса. Более того, экономическое развитие региона ставится в зависимость от принимаемой Кабинетом министров целевой программы. Причем, правительство не обязано консультироваться с будущими органами местного самоуправления.

Единственная кажущаяся уступка ополченцам со стороны Киева – разрешение предполагаемым органам самоуправления сформировать «народную» милицию. Однако такое право уже частично предусмотрено частью 32 статьи 26 и статьи 38 Закона «О местном самоуправлении». Есть и более тонкая проблема: в системе украинского МВД не предусмотрена «народная» милиция, а общую численность и структуру линейной милиции утверждает Верховная Рада (ст. 7 Закона «О милиции»). По Закону «Об особом порядке» подразделения народной милиции подчинены руководителям органов самоуправления, однако вопросы структуры и численности таких подразделений выведены из их сферы влияния. Более того, поскольку народная милиция формируется на добровольческих началах, открытым остается вопрос о праве на ношение оружия.

Наконец, в вопросе проведения избирательной кампании на территориях ЛНР и ДНР Киев принял решение без консультаций с «народными республиками». Согласно принятому закону, выборы в намечаемые органы самоуправления назначены на 7 декабря. Таким образом, Порошенко лишний раз продемонстрировал непризнание субъектности ЛНР и ДНР, а также свою неготовность к настоящим компромиссам.

Вместо компромиссного решения о статусе отдельных районов Донбасса, о формировании экономических и политических условий примирения сторон, в Киеве приняли закон, частично повторяющий уже имеющиеся нормы и частично содержащий в себе дискриминационные по отношению к другой стороне конфликта механизмы.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

18 февраля 2016 | 18:52

Парламентский кризис на Украине и необходимость "перезагрузки" правительства

Судя по всему, судьба парламента решится в ближайшие дни. Или в течение недели будет найдено решение именно здесь, в парламенте, политическими силами и предложена модель выхода из этой ситуации, или правительство должно быть полностью перезагружено, а если необходимо – и этот парламент.

16 сентября 2016 | 14:23

Дайджест внешней политики США (9 - 15 сентября)

Минувшая неделя отметилась долгожданным подписанием Россией и США нового соглашения по Сирии, которое выявило значительное расхождение во взглядах на сирийскую проблему между Госдепартаментом и Пентагоном. США и Израиль подписали меморандум о взаимопонимании, устанавливающий размер американской военной помощи до 2028 г. в размере 3,8 млрд. долларов в год. В американской предвыборной гонке на переднем плане оказалась тема состояния здоровья кандидатов.

4 июля 2015 | 04:59

Дайджест внешней политики США за неделю (26 июня - 2 июля)

Важным событием прошедшей недели стало представление новой военной стратегии США, в которой закрепились наметившиеся изменения в восприятии Вашингтоном своего положения в мире. Кроме того, новые шаги были предприняты США на латиноамериканском направлении внешней политики: произошел визит президента Бразилии, а также было объявлено о возобновлении работы американского и кубинского посольств на территории друг друга. Параллельно с этим были опубликованы письма электронной почты бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, в том числе раскрывающие роль США некоторых событиях 2009 года.

8 декабря 2014 | 13:34

Российско-турецкий саммит: сближение невзирая на разногласия

По многим международным вопросам у Турции, как и у России, имеется собственное видение. При этом Москва и Анкара, как правило, стараются совместно найти путь решения возникающих проблем. В период Холодной войны страны находились в противоположных лагерях, и совершенно ясно, что сближение между ними не могло произойти за такой короткий период времени.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова