Основными событиями, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе в сфере внешнеполитической деятельности США, стали обсуждение американскими законодателями вопроса о возможности продления Патриотического акта 2001 года, наделяющего Национальное агентство безопасности обширными полномочиями в области сбора и хранения личной информации о гражданах, а также поражение иракской армии в борьбе с Исламским госудпрством, вызвавшее волну взаимных обвинений между Багдадом и Вашингтоном. Значимым можно также считать выступление Джо Байдена в Брукингском институте, в ходе которого в адрес Москвы прозвучали нетипичные до сегодняшнего момента оценки.
ПРЕМИУМ
29 мая 2015 | 22:32

Дайджест внешней политики США за неделю (22-28 мая)

Основными событиями, которые привлекли наше внимание на прошедшей неделе в сфере внешнеполитической деятельности США, стали обсуждение американскими законодателями вопроса о возможности продления Патриотического акта 2001 года, наделяющего Национальное агентство безопасности обширными полномочиями в области сбора и хранения личной информации о гражданах, а также поражение иракской армии в борьбе с Исламским госудпрством, вызвавшее волну взаимных обвинений между Багдадом и Вашингтоном. Значимым можно также считать выступление Джо Байдена в Брукингском институте, в ходе которого в адрес Москвы прозвучали нетипичные до сегодняшнего момента оценки.

Вопрос о продлении положений Патриотического акта

23 мая американский сенат отправился на недельные каникулы, оставив всю страну, а главным образом, разведывательное сообщество в подвешенном состоянии. Вопреки обещаниям лидера сенатского большинства республиканца Митча Маконнелла решить вопрос о Патриотическом акте, даже если придется заставить сенаторов работать в праздники, ситуация так и не разрешилась.

Первого июня истекает действие трех положений Патриотического акта – закона, принятого администрацией Дж. Буша-младшего после теракта 11 сентября и предоставляющего широкие полномочия Национальному агентству безопасности в области сбора и хранения личных данных граждан. Благодаря стараниям Эдварда Сноудена из трех положений наибольший резонанс получил, так называемый, раздел 215, обязывающий телекоммуникационные компании предоставлять правительству информацию о телефонных разговорах (длительность, номера звонивших и дату звонка, но не содержание). Данный пункт направлен на выявление террористов-одиночек и допускает сбор такой информации до трех звеньев в сети контактов подозреваемого.

При этом стремительное развитие информационных технологий с 2001 года привело к тому, что разведывательные службы получили больше полномочий, чем предполагали составители Патриотического акта.

Это подразумевает, в том числе, сбор персональных данных интернет-пользователей. Как отмечает «Экономист» со ссылкой на сотрудников Национального агентства безопасности, США пользуются тем, что большое количество трафика проходит через их страну, что делает сбор такой информации слишком простым, чтобы этим не воспользоваться.

Основной аргумент противников продления Патриотического акта заключается в том, что он нарушает основные права и свободы граждан. Сторонники его продления утверждают, что мертвый гражданин не сможет использовать свои гражданский права, а их оппоненты говорят, что борьба с терроризмом – это борьба за основные свободы, и американцы рискуют их потерять прежде, чем одержат победу.

В субботу в роли защитника последней точки зрения выступил кандидат в президенты от республиканской партии сенатор Рэнд Пол. В течение почти одиннадцатичасового выступления он пытался убедить конгрессменов отказаться от продления данных положений, а фактически тянул время, чтобы сенат не успел проголосовать по данному вопросу. Старания Рэнда Пола не прошли даром. Разойдясь по домам глубоко за полночь, сенаторы решили собраться в воскресенье 31 мая, оставляя, таким образом, себе всего 12 часов до официального прекращения действия данных положений. Тем временем Министерство юстиции 22 мая опубликовало меморандум, призывающий Национальное агентство безопасности начать свертывание действий, подпадающих под истекающие положения.

Как бы то ни было, столь поразительная стойкость Рэнда Пола является скорее пиар-ходом в рамках избирательной компании, нежели реальной заботой о правах человека. В республиканской партии, обычно поддерживающей разведывательное сообщество, он представляет либертарианское крыло, выступающее за сокращение полномочий правительства. Так Рэнд Пол не только обеспечил себе место на передовицах американских газет, но и застолбил за собой нишу в американской президентской гонке, дистанцировавшись от других кандидатов-республиканцев.

Багдад и Вашингтон выясняют, кто виноват

Отступление (по версии Пентагона, «бегство») иракских войск из Рамади стало поводом для публичных критических заявлений американского Министерства обороны в адрес иракского правительства. В воскресенье глава Пентагона Эш Картер в прямом эфире CNN заявил:

«В Рамади иракские силы продемонстрировали неспособность сражаться. Мы можем обучать их, мы можем снабжать их оружием, но, совершенно очевидно, мы не в силах заставить их хотеть сражаться».

Белый дом поддержал позицию Пентагона:

«То, что сказал министр Картер соответствует тому анализу, который он получил от людей, находящихся в регионе. Конечно, это проблема, с которой мы сталкиваемся не в первый раз. Именно из-за этого ИГ смогло добиться таких успехов прошлым летом».

В тот же день, очевидно, обнадеженный поддержкой администрации, Пентагон усилил уровень критики. Пресс-секретарь Минобороны полковник Стив Уоррен, помимо иракских солдат, обвинил в поражении и командование:

«В случае с Рамади проблема заключалась как в отсутствии боевого духа среди солдат, так и в проблемах со структурой командования».

Тем временем глава комитета по обороне и безопасности Ирака назвал слова Картера «не соответствующими действительности и безосновательными». Он также отметил, что США не смогли предоставить должное оборудование, вооружения и поддержку с воздуха. А Эш Картер, по его словам, «просто стремиться переложить вину на других».

Эти слова не лишены оснований. Во время брифинга 20 мая представитель госдепартамента отметил:

«Поставки вооружений (войскам в провинции Анбар) уже одобрены, и нам только осталось доставить их в тренировочные лагеря».

Медлительность США в поставке вооружений побудила Багдад обратиться за помощью в Москву, вопреки «некоторым мнениям», что это делать не стоит. Это, тем не менее, не означает, что Ирак готов отказаться от помощи Вашингтона, как и то, что США готовы уступить России роль главного «спонсора».

Высшее руководство Ирака и США поспешило сгладить противоречия между силовыми структурами. Американский вице-президент Джо Байден уже через несколько часов после заявления Картера в телефонном разговоре с премьер-министром Ирака Хайдером Аль-Абади говорил:

«США признают огромные жертвы и мужество иракских сил в сражениях за последние 18 месяцев, будь то Рамади, или любое другое столкновение».

Аль-Абади, в свою очередь, в интервью BBC отметил:

«Картер всегда выступал в поддержку Ирака. Я уверен, что его просто дезинформировали».

Не остались безучастными и лидеры других стран. Если генерал-лейтенант британских войск Тим Кросс поддержал своих американских коллег, то командующий иранским спецподразделением «Эль-Кудс» Касем Сулеймани отметил, что единственной страной, готовой оказать реальный отпор ИГ, является Иран. США же сами не проявляют достаточно «воли» в борьбе с террористами.

Джо Байден выступил в Брукингском Институте

Джо Байден, выступая в среду в Брукингском институте, изложил взгляд администрации на проблемы российско-американских отношений.

Несмотря на то, что вице-президент попытался представить позицию США как логическое продолжение долгосрочной стратегии по выстраиванию отношений с Москвой, в его речь закрались некоторые новые идеи.

Во-первых, характеризуя политику США в отношении Украины, Байден позволил себе ряд предостерегающих замечаний. Так, он отметил:

«Украинское правительство приняло законы, и теперь настало время их выполнять».

Кроме этого, вице-президент подчеркнул, что выделение новой экономической помощи Киеву зависит от успеха в деле осуществления этих реформ. Также Байден заявил, что США будут поддерживать Украину до тех пор, пока она остается верна идее модернизации страны.

Во-вторых, отвечая на вопрос, каким образом США сочетают конфронтацию и сотрудничество в отношениях с Москвой, Байден неожиданно позитивно отозвался о Владимире Путине. Если еще год назад западные политики позволяли себе усомниться в психической уравновешенности российского президента, то в среду вице-президент отметил:

«Главное, что я беру в расчет, это то, что по своей натуре он практичный человек. Он будет добиваться максимально возможной выгоды для себя до тех пор, пока цена не станет слишком большой. Если вы посмотрите на его поведение на протяжении всей карьеры, то становится ясно, что он действует исходя из практических соображений».

Примечательно, что, начав с фразы: «Мы всегда предельно четко говорили, что не признаем чьих-либо сфер влияния», - Джо Байден посвятил большую часть выступления необходимости предотвратить распространение влияния России на Европу. Здесь, в частности, он упомянул противодействие стремлению России «подкупить» правые и левые европейские партии, а также сокращение способности Кремля использовать поставки энерегоресурсов в качестве рычага давления. При этом вице-президент посетовал, что устал объяснять европейцам, что американское правительство не может приказать своим энергетическим компаниям поставлять газ в ЕС вопреки законам рынка. То есть, фактически, заявив о проблеме, он сказал, что Вашингтон не в силах помочь с ее решением.

Высказывание вице-президента о сферах влияния стало причиной диалога, состоявшегося в тот же день на пресс-конференции госдепартамента, когда очередной вопрос от журналиста «Ассошиэйтед Пресс» Мэтта Ли поставил в тупик пресс-секретаря Джеффа Ратке:

Вопрос: Джо Байден говорил, что мы не признаем сфер влияния. И я предполагаю, что в тот момент он имел в виду Россию. Но так ли это на самом деле? Соединенные Штаты не признают ничьих сфер влияния или только сферы влияния других стран – например, своих соперников?

Джефф Ратке: Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте начнем с частностей. Что касается Украины, люди выразили желание самостоятельно определять свою судьбу…

Вопрос: И попасть в сферу влияния ЕС. Вы это хотите сказать?

Джефф Ратке: Я бы не назвал это сферой влияния.

Вопрос: Но если вы не являетесь членом ЕС, а Украина таковым не является, то, подписывая Договор об ассоциации, вы попадаете – здесь можно использовать любой термин – но, так или иначе, в европейскую или западную сферу интересов.

Джефф Ратке: Вы смотрите на ситуацию с точки зрения игры с нулевой суммой. Мы не рассматриваем этот как сферу интересов. Просто украинский народ и политическое руководство выбрали, в каком направлении будет развиваться их политика и страна в целом.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

5 мая 2017 | 11:54

Дайджест внешней политики США (27 апреля – 4 мая)

Рекс Тиллерсон «отчитался» перед сотрудниками министерства за первые сто дней пребывания на посту госсекретаря, определив ключевые принципы своего видения международных отношений. Администрации Трампа удалось избежать бюджетного кризиса, а также преодолеть раскол в республиканской партии для запуска реформы здравоохранения. Смягчив риторику в адрес Мексики и КНР, США ввели протекционистские тарифы на древисину из Канады.

17 марта 2017 | 10:31

Дайджест внешней политики США (10 - 16 марта)

Визит саудовской делегации в Вашингтон продемонстрировал готовность Трампа восстановить двусторонние отношения с Эр-Риядом. Рекс Тиллеросн поддержал сокращение бюджета своего министерства. Одобряя потенциальное назначение Джона Хантсмана на должность посла в Москве, американские эксперты указали на отсутствие у него глубоких знаний региона.

11 сентября 2014 | 01:45

Почему решение кризисов на Ближнем Востоке – обязанность США?

Сирийская оппозиция и ее региональные патроны в лице, прежде всего, Саудовской Аравии и Катара, объективно слабые с военной точки зрения, настаивают на большем вовлечении США, в частности – в сирийском конфликте. Это противоречит намерениям Белого дома сокращать свое непосредственное участие в делах региона, сохраняя свое присутствие в нем за счет переложения ответственности на своих союзников. Однако эти союзники (речь, в первую очередь, идет о Саудовской Аравии и Катаре), которые, что принципиально, претендуют на роль лидеров на Ближнем Востоке, к такой ответственности, очевидно, не готовы и по-прежнему предпочитают решать возникающие конфликты руками США.

25 августа 2017 | 09:36

Дайджест внешней политики США (18 - 24 августа)

Новая стратегия США в Афганистане предполагает незначительное увеличение численности американского контингента. Уход Бэннона из администрации символизирует размежевание сросшихся за последний год понятий «Дональд Трамп» и «национальный популизм». Сокращение и замораживание помощи Египту Вашингтон объяснил нетипичной для новой администрации обеспокоенностью положением дел в области защиты прав человека.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова