Иван Лошкарёв
В последнее время международные финансовые институты и отдельные западные страны приобрели колоссальное влияние на украинскую внутриполитическую динамику. Тем самым, стирается тонкая грань между внутренней и внешней политикой, не понятно, кто остается субъектом управления, а кто – объектом. 
ПРЕМИУМ
30 марта 2015 | 20:28

Международные кредиторы в украинском политическом процессе

В последнее время международные финансовые институты и отдельные западные страны приобрели колоссальное влияние на украинскую внутриполитическую динамику. Тем самым, стирается тонкая грань между внутренней и внешней политикой, не понятно, кто остается субъектом управления, а кто – объектом. Последствия такого двухуровневого формата принятия решений закладывают основу, либо для масштабной дестабилизации на Украине, либо для пересмотра отношений между кредитором и кредитуемым.  

Цели внешних кредиторов (прежде всего, МВФ и Всемирного банка) состоит в том, чтобы избежать дефолта на Украине, чтобы снизить риск невозврата уже предоставленных кредитов. Для этого международные финансовые институты и западные партнеры нынешних властей в Киеве пытаются достигнуть двух целей: укрепить резервы Национального Банка и предоставить Киеву минимальное количество финансовых ресурсов. Всего украинское государство должно 34 млрд долларов, из которых 11 млрд необходимо вернуть в 2015 году. При этом, ЕС выделит Киеву в текущем году около 1,9 млрд долларов, а МВФ – 10 млрд долларов. Таким образом, Украина фактически останется один на один со своими внутренними проблемами. Хотя правящая элита не довольна таким положением дел, в нынешних условиях другого способа привлечь в страну валютные резервы не существует. 

12 марта Украина получила первый транш от МВФ в размере 5 млрд долларов. Чтобы не отпугнуть кредиторов, партии правящей коалиции даже отложили вопрос пересмотра состава правительства и отказались от идеи отправить в отставку главу Национального Банка Валерию Гонтареву. С этой же целью, Национальный Банк предпринял резкие шаги для стабилизации курса гривны – это не только традиционные валютные интервенции, но и повышение ставки рефинансирования с 19,5% до 30% годовых.

В каком-то смысле, внешние кредиторы стали выполнять консолидирующую роль в украинской политике.

В соответствии с условиями программы МВФ, до мая украинские власти должны завершить переговоры с основными кредиторами страны. В их числе Россия, выкупившая украинские государственные еврооблигации на сумму 3 млрд долларов. Срок действия этих облигаций истекает в декабре этого года, то есть на Россию приходится почти треть от суммы выплат долга в нынешнем году. Хотя официально МВФ заявляет, что власти страны должны сами решать кому и когда выплачивать долг, очевидно, что Киеву придется обсуждать судьбу 3 млрд долларов с Москвой. Причем Кремль дал четкий сигнал, что готов к такому обсуждению: Россия, несмотря на всю условность такого шага, проголосовала за предоставление расширенной кредитной линии для Украины и даже выделила из своей доли в МВФ 13,7 млн долларов на первый транш.  Однако Киев по внутриполитическим причинам не готов к полноценному диалогу: выплата долга России противоречила бы всем пропагандистским заявлениям официальных властей об «агрессии» и «оккупации». Напротив, Москву не устраивает вариант, когда Украина настаивает на усилении экономических санкций и в это же время требует реструктуризировать ее долг. Таким образом, МВФ подталкивает Киев к действиям, к которым последний не готов.

Еще одно условие МВФ – ликвидация долга НАК «Нафтогаз», который в совокупности составляет 13,5% ВВП. Это условие традиционно находится в списке требований МВФ к украинским властям с 2008 года. В основе этого долга лежит постоянный дефицит в бюджете «Нафтогаза»: приближенные к власти олигархи использовали компанию для полузаконных схем личного обогащения. Например, Игорь Коломойский благодаря контролю с 2009 года над дочерней компанией «Укрнефть» сумел стать крупнейшим производителем бензина в стране и обошел таких конкурентов, как «Лукойл», «TНK-BP» и промышленная группа «Континиум» волынского олигарха Игоря Еремеева. Контролируя добычу нефти на территории Украины и ее закупки на внешних рынках, Коломойский фактически решал на какие нефтеперерабатывающие заводы «черное золото» будет поставляться, а на какие – нет. Именно поэтому Игорь Еремеев в свое время был вынужден продать Херсонский НПЗ, а приближенный к бывшему президенту Виктору Януковичу предприниматель Сергей Курченко не смог запустить Одесский НПЗ. 

Только под давлением внешних кредиторов президент Петр Порошенко решился вступить в конфронтацию с могущественным олигархом Игорем Коломойским, контролировавшим через доверенных лиц дочерние компании «Нафтогаза» - «Укртрангаз» и «Укрнефть». Изначально украинский лидер намеревался просто сломать нефтяную схему Коломойского, не обостряя отношений с ним самим. Однако в условиях экономического кризиса в стране доходы группы «Приват» сокращаются, так что Коломойский весьма бурно отреагировал на действия президента: дал несколько провокационных интервью, активно угрожал применить частные военные структуры (включая, Добровольческий Украинский корпус – парамилитарное формирование «Правого сектора»). В итоге, совладелец группы «Приват» ушел с поста главы администрации Днепропетровской области и получил в качестве компенсации 800 млн гривен в качестве рефинансирования для «Приватбанка». Все же, конфликт с Коломойским не пройдет для Порошенко даром: президент своими руками устранил опору собственной власти на востоке страны и настроил против себя олигарха с солидным медийным ресурсом.

В целом, давление внешних кредиторов в ряде случаев приводит к ослаблению украинских властей. В долгосрочной перспективе Киеву придется выбирать между сохранением статус-кво или выработкой новой модели взаимоотношений с МВФ, Всемирным банком и, по большому счету, Западом. Петр Порошенко не может бесконечно долго действовать по направлениям, по которым ему невыгодно действовать.

Рано или поздно, встанет вопрос о том, какой из двух уровней принятия решений – кредиторы или украинская исполнительная власть -  отвечает за выбор приоритетов.

В случае, если Порошенко будет оттягивать этот момент, времени для решения структурных проблем украинской экономики не останется. Напротив, если Киев попытается пересмотреть правила игры или прервать сотрудничество с МВФ и другими финансовыми структурами, дефолт (и рост социальной напряженности) в стране практически неизбежен.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

25 ноября 2014 | 07:13

Причины и перспективы эскалации конфликта вокруг Нагорного Карабаха

Армения и Азербайджан продолжают идти на обострение ситуации вокруг сбитого азербайджанскими войсками армянского вертолета. Аналитики опасаются, что в какой-то момент конфликт может выйти из-под контроля.

27 марта 2014 | 13:03

Украинское направление польской дипломатии

Рассмотрение польской политики в отношении Киева через призму отношений с Москвой является анахронизмом и не даёт понимания действий Варшавы.

18 мая 2015 | 08:27

Ближневосточное досье: Саудовская Аравия, Йемен и Сирия в мае 2015

В Сирии и Йемене на фоне непрекращающихся боев предпринимаются попытки по запуску диалога между противоборствующими сторонами. В свою очередь, в Саудовской Аравии Король Салман продолжает масштабные перестановки на основных государственных постах, внесшие изменения в баланс сил между основными кланами королевской семьи.

21 сентября 2015 | 09:28

Отношения Кыргызстана и США переживают серьезную трансформацию

Последнее время, с конца 2013 года, сотрудничество Кыргызстана и США переживает период серьезных изменений. Причем меняется не просто тональность, а формат и содержание отношений двух стран. Происходящий процесс можно назвать постепенным дистанцированием Кыргызской Республики от США.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
18 апреля 2015 | 04:00
11 августа 2015 | 13:04
18 апреля 2015 | 04:00
20 февраля 2015 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
16 марта 2014 | 22:32
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова