Геворг Мирзаян
БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.
ПРЕМИУМ
11 июля 2015 | 11:11

Новые альтернативы мировому порядку

В столице Башкирии проходит очередной саммит БРИКС. Главы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки продолжат превращать свое взаимное сотрудничество в одну из основ нового миропорядка.

БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. Все это, безусловно, серьезные натяжки.

БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.

Значительная часть «вины» за образование БРИКС лежит на странах Запада. Столь разные государства как Россия, Индия, Китай, Бразилия и Южная Африка никогда бы не объединились для создания такого форума, если бы США и ЕС не злоупотребляли своим контролем над институтами глобального управления. Эти институты (МВФ, Всемирный Банк и др.) по сути превратились в инструменты реализации американских и европейских интересов, особенно в странах третьего мира. Санкции против Ирана и особенно против России показали, что через эти институты Запад может фактически принуждать те или иные страны следовать его интересам. Для ряда государств, высоко ценящих свой суверенитет, такая ситуация оказалась неприемлемой. И поскольку западные страны отказались менять подход и/или реформировать эти институты (например, увеличить квоты в МВФ для развивающихся стран), суверенные государства и решили пойти по пути создания параллельных институтов, больше ориентированных на развивающиеся страны и независимых от воли США или ЕС.  

«БРИКС - поистине уже сложившийся новый центр многополярного мира, новой, более демократичной, системы международных отношений, - заявил замглавы российского МИД Сергей Рябков. - БРИКС - это явление XXI века, и в этом его отличие от военно-политических союзов, которые родом из другой эпохи, от объединений государств, строящихся по иерархическому принципу».

Пока что во фрондеры записалось только 5 стран, однако по словам Сергея Рябкова состав БРИКС может и увеличиться.

«Это предмет новых решений, мы ничего не исключаем, но еще раз: здесь, в БРИКС, мы не торопим события, мы считаем, что то, что должно произойти, должно решаться в ходе согласования национальных интересов без каких-либо попыток давления и навязывания», - пояснил российский чиновник.

Официальная часть саммита началась 9 июля, однако уже 8 числа страны-участницы достигли ряда важнейших решений, направленных на создание альтернативных институтов глобального управления. Так, для оказания помощи друг другу в кризисных ситуациях страны разработали т.н. пул валютных резервов.

«Это своего рода "мини-МВФ" для стран-членов БРИКС, - пояснил министр финансов России Антон Силуанов. -  В случае, если какая-то из стран будет испытывать проблемы с платежным балансом, какие-либо незапланированные оттоки капитала, снижение сальдо по текущему счету, она вправе обратиться к этому пулу, и пул оперативно отреагирует, предоставляя валютные средства для поддержки платежного баланса. Это хороший институт для создания финансовой устойчивости, валютной устойчивости систем наших стран, для поддержания курса рубля в случае волатильности на финансовых рынках».

Объем пула составит 100 миллиардов долларов. Китай туда внесет 41 миллиард долларов, Бразилия, Индия и Россия — по 18 миллиардов, ЮАР — 5 миллиардов долларов. Причем речь не идет о том, что деньги осядут на каком-то наднациональном счете.

«Эти деньги остаются в наших резервах, но если та или иная страна из участниц пула обратится за помощью, тогда страны в рамках своей доли должны будут оказать эту помощь», - пояснила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Понятно, что стороны не отказываются от МВФ (у которого куда большие фонды и который ориентирован на финансирование долгосрочных проектов), однако Пул станет альтернативой Фонду с точки зрения решения краткосрочных экономических проблем.

Помимо создания Пула, стороны согласовали регламент работы Нового банка развития БРИКС и утвердили его первого президента (индийского финансиста Кундапура Вамана Каматха). Капитал банка составит 100 миллиардов долларов. По словам Антона Силуанова первые проекты с финансированием банка могут появиться уже в этом году. Возможно, речь пойдет о различных проектах в рамках китайского Пояса Шелкового Пути или же инициативах Роснефти. Опять же, Новый Банк развития не станет заменой Всемирному Банку, а лишь будет дополнять его.

Стороны также планируют постепенно отказываться от долларов во взаимной торговли. По словам главы ВТБ Андрея Костина, уже в ближайшее время до половины всех расчетов между странами БРИКС может проходить в национальных валютах.

«Не думаю, что доллар США потеряет свои лидирующие позиции. Но то, что он будет потеснен – об этом можно говорить. Государства БРИКС сегодня играют в мировой экономике существенную роль, мы – безусловно, элемент новой глобальной финансовой архитектуры. Безусловно, мы увидим рост расчетов не в долларах, не в евро, а в юанях и в какой-то степени в рублях. Этот процесс пошел, его не остановить», - считает российский чиновник.

 

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Экономика»

20 марта 2014 | 17:56

Энергетическая стратегия ЕС до 2030 года

В январе 2014 года Европейская комиссия опубликовала программу стратегии ЕС в области энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 года. Основной вопрос, который предстоит решить Еврокомиссии - кто будет регулировать энергетическую политику стран-членов.  

15 мая 2018 | 23:37

Дайджест внешней политики Германии 8-15 мая

Для еще недостаточно искушенного в дипломатических тонкостях Мааса поездка в Москву стала первым по-настоящему серьезным испытанием. Впервые ему пришлось выйти за зону комфорта – переговоры пришлось вести не с ближайшими союзниками, а со сложным и неуступчивым партнером. Значительно осложнили задачу антироссийские высказывания Мааса накануне визита. В меру своих сил министр стремился сохранять конструктивный подход во время поездки.

5 января 2018 | 09:54

Дайджест внешней политики США (22 декабря – 4 января)

Протесты в Иране внесли коррективы в происходящую в Вашингтоне дискуссию относительно продления «ядерной сделки», решение по которому администрация должна принять на следующей неделе. Первым внешнеполитическим решением Вашингтона в новом году стало продление заморозки части военной помощи Пакистану. Начало диалога между Южной Кореей и КНДР США восприняли крайне настороженно, усмотрев в этом попытку Пхеньяна «вбить клин» между Вашингтоном и Сеулом.

22 марта 2017 | 17:27

Семинар о результатах программы ЕС "Восточное партнерство"

21 марта в МГИМО состоялся аналитический семинар «Забытые земли: страны Восточного партнерства и кризис западной гегемонии», организованный Кафедрой прикладного анализа международных проблем, агентством «Внешняя политика» и НК «Кавказское сотрудничество». Темой семинара стал анализ ключевых перспектив и вызовов, с которыми сталкиваются и в ближайшем будущем столкнутся страны, вступившие в ассоциацию с ЕС.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова