После ухода в отставку премьер-министра Андруса Ансипа в марте 2014 года в Эстонии было сформировано новое правительство. Праволиберальная Партия реформ – ведущая политическая сила страны – использовала возможность разорвать альянс с теряющей популярность националистической партией «Союз Отечества и Республика», и вступила в союз с Социал-демократами.
Вновь созданное правительство стало техническим - в 2015 в стране состоятся парламентские выборы в результате которых состав министров сменится еще раз. Реформистская партия предпочла не рисковать ключевыми фигурам. Ведущий реформист Сийм Каллас, которому прочили премьерское кресло, не пожелал покидать должность Еврокомиссара и отказался возглавить кабинет. Поэтому пост главы правительства достался 34-летнему министру социальных дел реформисту Таави Рыйвасу.
Коалиционный договор Реформистов с Социал-демократами вносит незначительные поправки в курс прежнего правительства и включает ряд популистских положений социал-демократов. Тем самым последние стремятся подготовить свой успех на майских выборах в Европарламент и выборах в Государственное собрание Эстонии в 2015 году.
В 2016 году в Эстонии состоятся президентские выборы. На борьбу за должность главы государства нацелен Сийм Каллас, который отказом от премьерского кресла дал понять, что позиционирует себя выше межпартийной борьбы.
На формулирование внутри- и внешнеполитической стратегии нового правительства существенное влияние оказала ситуация вокруг Украины. Приоритетами Эстонии в сфере безопасности остались получение максимальной защиты со стороны НАТО и повышение обороноспособности государства.
После присоединения Крыма к России дискуссия о реализации Москвой «крымского сценария» на русскоязычном востоке Эстонии перешла из разряда спекуляций в плоскость практической политики. Правительству было поручено начать переговоры о покупке 44 боевых машин пехоты CV9035NL у Швеции и пересмотреть планы самообороны. Однако просьба о размещении в Нарве сил НАТО не нашла поддержки альянса. В Брюсселе по-прежнему отрицают наличие непосредственной угрозы безопасности Эстонии. Тем не менее, НАТО осуществила ряд военных маневров - усилила воздушное патрулирование над Прибалтикой, разместила четыре истребителя на авиабазе «Эмари» в Эстонии, направила группу кораблей в Балтийское море и решила принять участие в ежегодных учениях «Весенний шторм» в мае 2014 года. В Таллине эти меры считают недостаточными и добиваются постоянного присутствия сил НАТО в регионе.
Эстония нацелена на укрепление общей внешней политики ЕС, развитие «Восточного партнерства» и подписание договора об ассоциации с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией. Для донесения этой позиции Таллин активно использует дискуссионные площадки Балтии и Северных стран. Коалиция поддерживает скорейшую ратификацию договора о границе с Россией, полагая, что разрешение территориальных вопросов сужает правовое пространство для спекуляций со стороны Москвы. В списке угроз безопасности Эстонии Россия осталась на первом месте, но Таллин дозирует критику в отношении Кремля, соблюдая баланс между стремлением доказать лояльность ЕС и НАТО и нежеланием провоцировать Москву.
С учетом прогнозируемого роста экономики Эстонии на уровне около 1% связи с Россией, особенно в сфере транзитных перевозок и туризма, имеют для Эстонии высокое значение. Россия является 3-м по обороту партнером ЭР по экспорту и 7-м по импорту. Вместе с тем Таллин последовательно поддерживает экономические санкции в отношении Кремля и готов мириться с возможными издержками. По расчетам экономистов, в случае ответных санкций Эстония может потерять до 3% ВВП, или 500 млн. евро.
Эстония проявляет интерес к укреплению торговых связей с Казахстаном и Узбекистаном, предлагая сотрудничество в освоении технологий переработки сланцев. Новая коалиция продолжит курс на снижение потребления российских энергоносителей и надеется в 2014 г. начать строительство газопровода «BalticConnector» между Эстонией и Финляндией и приступить к сооружению терминала СПГ. Таллин также призывает форсировать реализацию третьего энергопакета ЕС для ограничения свободы действий «Газпрома» в Европе.
Эстонское правительство не планирует менять основы политики в сфере гражданства. Однако с подачи социал-демократов Таллин предлагает автоматически давать гражданство Эстонии детям владельцев «серых паспортов», которых в стране насчитывается около 90 тысяч. Будет продолжен курс на полный перевод образования на эстонский язык, проводимый в русле ассимиляции русскоязычного населения. Эстонские власти в лице Полиции безопасности (контрразведки) напрямую связывают российскую политику поддержки соотечественников с событиями в Крыму и расценивают ее как ключевую угрозу конституционному порядку. Очередной ежегодник ведомства ассоциирует почти всех лидеров русскоязычного движения ЭР с «операциями влияния» Москвы.
Состав правящей коалиции, скорее всего, не изменится после парламентских выборов 2015 года, и преимущество останется за реформистами. Эстония продолжит выступать с острой критикой России, рассчитывая на заинтересованное участие в своей судьбе со стороны Брюсселя и Вашингтона. Накал антироссийской риторики Таллина может снизиться только после примирительных сигналов из стран “старой Европы”. Стабилизирующим фактором российско-эстонских отношений является подписание договора о границе. Двустороннее взаимодействие на ближайший период будет сводиться к минимизации ущерба.
В традиционно нейтральных Финляндии и Швеции во главу политической повестки дня выходит вопрос о пересмотре подходов к вопросам безопасности. Наиболее вероятное развитие событий - углубление военного сотрудничества с возможностью его перерастания в оборонительный союз.
В связи с наступлением "ИГИЛ" в Ираке Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов в Курдистане и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде.
Перенос американского посольства в Иерусалим превратился с приходом новой внешнеполитической команды Трампа из долгосрочного и символического проекта в стратегический шаг в рамках палестино-израильского урегулирования. Перспектива изменения расстановки политических сил в Мексике и США заставила стороны вернуться за стол переговоров. Визит президента Узбекистана в Белый дом 16 мая продолжил курс администрации Трампа на восстановление двусторонних отношений.
На фоне эскалации кризиса в Венесуэле Вашингтон всерьез задумался о возможности экономических санкций в отношении нефтяного сектора венесуэльской экономики. Подписание Дональдом Трампом закона о санкциях и «уравнивание» Россией численности работников диппредставительств, хоть и не привели к обострению отношений, символизировали бессилие Белого дома в налаживании диалога и наступившее в Москве осознание этого факта. В Брукингском институте состоялась дискуссия между Майклом О’Хэнлоном, предлагающим отказаться от принципов, оставшихся со времен холодный войны, и Стивеном Пайфером, не считающим, что какие-либо договоренности с Москвой в ближайшее время будут возможны.