Татьяна Тюкаева
Вероятным сценарием развития событий в Ираке остается сохранение статуса-кво - победа правящей партии на выборах и продолжение политики сдерживания сепаратизма в сотрудничестве с США, Россией и шиитским Ираном.
ПРЕМИУМ
29 марта 2014 | 01:50

Парламентские выборы в Ираке и интересы России

Внутриполитическая обстановка в Ираке продолжает накаляться на фоне разногласий между основными политическими силами в парламенте. В стране происходят вооруженные столкновения между иракской армией и исламистскими террористическими группировками в западных провинциях. Обостряется этно-конфессиональная рознь между суннитами, шиитами и курдами. 

На фоне этой сложной, но уже привычной для Ирака внутриполитической ситуации идет подготовка к очередным выборам – на этот раз парламентским. Выборы важны и для российско-иракских отношений, которые успешно развивались до сих пор в энергетической и военно-технической сфере. Преимущество российских компаний заключается в готовности – в отличие от многих западных партнеров – работать в сложных условиях внутриполитической дестабилизации в Ираке. Однако нарастающие тенденции децентрализации и влияние на политическую ситуацию в Ираке внешних сил - прежде всего Турции и Саудовской Аравии - вызывают опасения касательно перспектив реализации российских интересов.

Парламентские выборы намечены на 30 апреля 2014 года. Главным претендентом на победу считают нынешнего премьер-министра шиита Нури аль-Малики и его коалицию “Государство Закона”, одержавшую победу в большинстве провинций на прошлогодних местных выборах в стране. На фоне критики в адрес главы правительства со стороны политических оппонентов, а также союзников по коалиции, которые обвиняют аль-Малики в узурпации власти, «шиитизации» государственных структур и неспособности обеспечить безопасность, иракский премьер решил в очередной раз заручиться поддержкой США. В последние годы Ирак активизировал сотрудничество с США в области борьбы с терроризмом. В этой сфере Багдад активно сотрудничает с Москвой.

Основным оппонентом аль-Малики является Айяд Алауи, светский шиит, поддержанный в свое время Вашингтоном в качестве премьер-министра переходного правительства 2004-2005 годов. Алауи - лидер политической коалиции “Аль-Иракия”, которая на парламентских выборах в 2010 году одержала победу с минимальным преимуществом над “Государством Закона”, но не смогла сформировать правительство. Критикуя нынешнего премьера за подавление политических прав суннитов, Алауи, тем не менее, выступает за борьбу с террористическими исламистскими группировками в провинции Анбар. Характерно, что и он не сторонится контактов с Москвой в военно-технической сфере и в рамках борьбы с терроризмом. Что отличает его от аль-Малики, так это связи с саудовским руководством, которое видит в Алауи альтернативу нынешнему премьеру, с которым у саудитов сложились взаимно неприязненные отношения. Очевидно, что лидер “Аль-Иракии” будет поддержан Эр-Риядом на предстоящих выборах.

Важной в связи с текущей ситуацией в Ираке является проблема децентрализации, связанной с ростом внешнеполитической и экономической самостоятельностью иракской Курдской автономии. Заявляют о намерении создать свою автономию ряд суннитских регионов, а президент Курдистана Масуд Барзани предложил план иракской конфедерации. Между тем, очевидно, что дальнейшая децентрализация власти в стране приведет к вмешательству внешних сил во внутриполитические вопросы и приведет к распаду Ирака. Наиболее активно политику вмешательства проводит Турция – через некоторые суннитские политические силы, а также Саудовская Аравия, поддерживающая ряд суннитских и шиитских лидеров и исламистские радикальные группировки (среди которых Исламское государство Ирак – ИГИ, аффилированное с Аль-Каидой).

Борьба с сепаратизмом ведется аль-Малики посредством «шиитизации» государственной структуры власти. Это подвергает премьера жесткой критике со стороны политических оппонентов, в первую очередь – Алауи. Последний является  противником создания в Ираке конфедерации и предлагает решать проблему путем прекращения политической дискриминации суннитов. На деле такой подход, особенно с учетом «дружбы» Алауи с Саудовской Аравией, может привести к увеличению самостоятельности суннитских провинций, ослаблению потенциала борьбы федеральных властей с исламистами ИГИ и фактической децентрализации. Нужно также учитывать потребность Эр-Рияда удерживать исламистов-радикалов дальше от своей территории, ввиду того, что некоторые из них направляются в соседний Йемен, где уже напрямую угрожают безопасности Королевства.

Децентрализация власти в Ираке, как и массовый приток саудовских инвестиций в страну в случае победы Алауи на выборах, не отвечают российским интересам. С усилением самостоятельности отдельных провинций Ирака в них увеличится влияние внешних игроков – Саудовской Аравии и Турции, что может потеснить позиции российских компаний на иракском рынке. Выходом из такой ситуации станет установление контактов на региональном уровне, как это происходит, например, в иракском Курдистане.

Между тем, наиболее вероятным сценарием развития событий в Ираке остается сохранение статуса-кво - победа аль-Малики на выборах и продолжение политики по сдерживанию сепаратизма в сотрудничестве с США, Россией и шиитским Ираном. Есть вероятность переноса выборов на более поздний срок в связи со сложной ситуацией в стране, согласие о чем фактически существует между основными оппонентами – аль-Малики и Алауи.

Сложившаяся ситуация устраивает главные внешние силы, принимающие участие в развитии внутриполитической обстановки в Ираке. Дестабилизированный и серьезно ослабленный Ирак не станет противодействовать американским интересам в регионе. Вмешательство в иракскую ситуацию Саудовской Аравии позволяют Эр-Рияду предотвратить создание в Ираке сильной опоры для Ирана, главного противника Саудовской Аравии в регионе. Сохранение у власти аль-Малики очевидно отвечает и интересам Москвы.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

11 октября 2017 | 12:04

К вопросу о «мягкой силе» России

Среди стандартного набора упреков в адрес русской внешней политики особое место занимает критика неспособности России проводить политику «мягкой силы». Эта формула произносится без рефлексии, как нечто само собой разумеющееся. Её некритическое воспроизведение несет опасность повторения нескольких простых и из-за этого особенно досадных ошибок.

3 ноября 2016 | 12:40

Анонс: презентация доклада о профессиональных профилях Хиллари Клинтон и Дональда Трампа

7 ноября агентство «Внешняя политика» презентует в Москве аналитический доклад «Следующий президент США: профессиональные профили Хиллари Клинтон и Дональда Трампа». Доклад подготовлен на основе методологии американского политолога Фреда Гринстайна и призван дать оценку основных параметров психологической и профессиональной компетентности обоих кандидатов, а также выдвинуть предположения о будущей внешнеполитической платформе и внутриполитическом контексте правления.

31 марта 2014 | 11:07

Петр Порошенко: профиль кандидата в президенты Украины

Петр Порошенко - один из лидеров президентской гонки Украины. Опытный политик и бизнесмен, он смог успешно использовать протесты в Киеве для взлета своего рейтинга. Успешно балансируя между разными финансовыми и региональными группами, Порошенко добился равномерно высокого рейтинга поддержки во всех регионах Украины.

7 июня 2015 | 13:00

Стеклянный потолок: Будут ли нормализованы отношения России с Грузией

Назначение бывшего грузинского президента Михаила Саакашвили главой областной администрации Одессы вновь заставило Россию обратить внимание на своего южного соседа — Грузию. Может показаться странным, что грузинские власти комментировали это решение Петра Порошенко с плохо скрываемым раздражением. А все потому, что сложный, но крайне важный процесс нормализации российско-грузинских отношений идет вот уже несколько лет.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
20 февраля 2015 | 15:00
23 декабря 2014 | 09:00
17 марта 2014 | 19:00
23 января 2015 | 18:00
17 декабря 2014 | 20:00
15 декабря 2014 | 10:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова