Ольга Ребро
В своем выступлении на 72-й Генассамблее ООН Дональд Трамп попытался очертить контуры внешнеполитической доктрины, которую эксперты назвали открыто «лицемерной». Заявления Джона Хантсмана во время слушания в сенате не выходили за рамки традиционных принципов внешней политики США. Через месяц после начала кризиса в Мьянме Вашингтон впервые выступил с официальным заявлением по разворачивающемуся гуманитарному кризису.
ПРЕМИУМ
22 сентября 2017 | 09:39

Дайджест внешней политики США (15 - 21 сентября)

1. В своем выступлении на 72-й Генассамблее ООН Дональд Трамп, постепенно привыкающий к роли мирового лидера, остановился на приоритетах внешней политики США, а также попытался очертить контуры внешнеполитической доктрины, которую эксперты назвали открыто «лицемерной» и «слегка отдающей шизофренией».

2. Заявления Джона Хантсмана во время слушания в сенате не выходили за рамки традиционных принципов внешней политики США, чем полностью удовлетворили конгрессменов, пообещавших быстрое одобрение его кандидатуры на пост посла в России.

3. Через месяц после начала кризиса в Мьянме Вашингтон впервые выступил с официальным заявлением по разворачивающемуся гуманитарному кризису и объявил о выделении помощи беженцам-рохинджа, избегая при этом публичной критики руководства страны.

Выступление Дональда Трампа на ГА ООН

Главным событием недели стала прошедшая в Нью-Йорке 72-я Генеральная Ассамблея ООН. Несмотря на широкую повестку дня (примерно 180 вопросов) и большое количество встреч на самом высоком уровне, все внимание было приковано к выступлению Дональда Трампа. Здесь важную роль играло как содержание его речи, которая должна была обозначить основные принципы внешней политики новой американской администрации и расставить приоритеты, так и форма подачи, которую предпочтет новичок на международной арене и не перестающий пренебрегать правилами дипломатического поведения Дональд Трамп.

Важность последнего подчеркнул старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований Джон Альтерман:

«Мне кажется, мир до сих пор пытается понять, чего можно ожидать от этого президента. Мировые лидеры по прежнему ищут пути налаживания контактов с президентом Соединенных Штатов, но также они пытаются понять, что означает дружба с таким президентом. Я считаю, мы недооцениваем того, насколько пристально мир следит за политической жизнью в США, пытается понять, кто возвысился и кто утратил позиции в Вашингтоне, что на уме у президента, что он имеет в виду, за что он выступает, и что он вообще за человек. […] Никто не может сказать наверняка. И дело здесь заключается в том, что президента США нельзя просто списать со счетов. Нельзя просто назвать его сумасшедшим и не иметь с ним дела. Соединенные Штаты продолжать обладать непревзойденной мощью вне зависимости от того, кто является президентом страны».

В этом плане выступление Дональда Трампа стало очередным шагом на пути привыкания к своей новой роли. Если оценивать его речь по шкале «президентскости» (новый обычай, заведенный американскими СМИ), то Дональд Трамп вполне оправдал ожидания, компенсировав недостающее, по сравнению с Бараком Обамой, красноречие своим «фирменным» умением навешивать ярлыки политическим оппонентам.

Содержание речи, напротив, вызвало некоторое разочарование. Повторив уже известные позиции по приоритетным направлениям и не внеся ясности в способы их реализации, Трамп попытался обозначить контуры новой внешнеполитической доктрины (т.н. «принципиального реализма»), которую Стюарт Патрик, старший научный сотрудник и директор программы «Международные институты и глобальное управление» Совета по международным отношениям, назвал «слегка страдающей шизофренией». Главное несоответствие, по мнению многих экспертов, заключалось в соседстве принципа невмешательства во внутренние дела и приоритета национального суверенитета с критикой внутреннего устройства ряда «государств-изгоев» – «проклятия всей планеты», от которого необходимо избавиться, иначе «зло одержит победу».

Данное разногласие Стюарт Патрик объяснил попыткой объединить различные идеи, доминирующие сегодня в республиканской партии: «отсутствие аппетита в отношении международных, и особенно – военных, авантюр и фокусирование на внутренних проблемах» с неоконсервативным стремлением «нести людям свободу». Тем не менее, эксперт призывает относиться к такому подходу именно как к внешнеполитической доктрине, в основе которой будет лежать избирательный и нескрываемо «лицемерный» подход к выбору действий в каждой отдельной ситуации.

Называя вопросы, требующие безотлагательного внимания, Дональд Трамп обозначил своеобразную «ось зла», угрожающую процветанию не только США, но и мира в целом. На первое место он поставил Северную Корею, продолжив новый виток эскалации угроз, вновь зазвучавших из уст представителей администрации накануне Генассамблеи. В пятницу постпред США в ООН Никки Хейли заверила, что «без проблем передаст решение этого вопроса в руки (министра обороны) Джеймса Мэттиса, поскольку у него есть множество вариантов». Мэттис, в свою очередь, в воскресенье заметил, что Пхеньян специально балансирует на грани открытой провокации, однако, если он все же перейдет черту, ответ Вашингтона будет «совсем иным». Наконец, в тот же день угрозы прозвучали и из уст госсекретаря Рекса Тиллерсона. Подчеркивая, что предпочтительным является все же дипломатический выход из ситуации, он отметил быстро зарывающееся окно возможностей, после чего единственным вариантом разрешения ситуации останется использование военной силы. На этом фоне слова Трампа о «тотальном уничтожении» Северной Кореи в целом вписываются в продолжающуюся кампанию по оказанию давления, в рамках которой США в четверг перешли к вторичным санкциям, направленным против финансовых институтов, сотрудничающих с КНДР.

На второе место американский президент поставил Иран, не скупясь на критику заключенной предыдущей администрацией «ядерной сделки». Согласно текущему законодательству (Акт Коркера-Кардина), каждые 90 дней президент должен принимать решение, соответствует ли соглашение американским интересам. До сих пор администрация, несмотря на критику, продлевала действие «сделки», ссылаясь на необходимость разобраться в ситуации. Однако на прошедшей неделе Дональда Трамп заявил, а затем Рекс Тиллерсон подтвердил, что решение принято, и сейчас ведется дипломатическая работа по подготовке международной общественности к его оглашению. В среду новостное агентство «Эн-Би-Си Ньюз», со ссылкой на четырех чиновников из администрации, сообщило, что администрация планирует «не сертифицировать» соглашение, после чего полномочия по принятию решения о выходе из соглашения будут переданы Конгрессу, и одновременно запустить процесс пересмотра «сделки», против чего уже категорически выступил Иран. В четверг Никки Хейли пояснила, что такой вариант развития событий касается исключительно американского законодательства и не будет означать выхода США из соглашения. В любом случае, решение должно быть оглашено до истечения очередного срока – 15 октября.

Третьим в списке идет «радикальный исламский терроризм», в борьбе с которым, по словам Трампа, США «за последние восемь месяцев достигли большего, чем за многие годы вместе взятые». Такой успех американский президент приписал своему решению отказаться от обозначения сроков окончания кампании, сопоставлять темпы операции с ситуацией на земле, а также расширить полномочия Пентагона в руководстве военной кампанией. В этой связи на прошлой неделе было озвучено давно ожидаемое решение отправить 3000 солдат в Афганистан.

Менее подробно Трамп остановился на других проблемных точках: режим Асада в Сирии (у которого, согласно не до конца последовательной позиции Госдепартамента, нет будущего, но судьба которого должна решаться самим сирийцами), режим Мадуро в Венесуэле (в отношении которого могут быть приняты дополнительные санкции) и режим Кастро на Кубе (американское посольство в которой в ближайшее время может быть закрыто на фоне появившихся сообщений о таинственных «акустических атаках»). Наконец, отдельно президент остановился на необходимости реформы ООН и ее институтов, что, в целом, стало лейтмотивом заявлений представителей американской делегации на Генассамблее. В этом вопросе США ведут активную работу с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришом, периодически угрожая сокращением финансирования.

Не меньше внимания привлекло отсутствие в этом списке Китая и России, критика в адрес которых, хоть и подразумевалась, не была явной, а конкретное упоминание состоялось лишь в положительном контексте.

Слушание в Сенате по одобрению кандидатуры Хантсмана на пост посла в России

В то время как центр внешнеполитической активности на прошедшей неделе переместился в Нью-Йорк, в Вашингтоне сенатский комитет по международным делам провел слушание по одобрению кандидатуры Джона Хантсмана на пост посла в России. В отличие от предыдущих подобных мероприятий на Капитолийском холме, на которых прямо или косвенно речь шла о России, слушание не вызвало широкого ажиотажа.

Единственным, кто воспользовался случаем, чтобы покритиковать Дональда Трампа, стал сенатор Крис Мерфи (дем., Коннектикут). Впрочем, даже он нанес удар не по расследуемым «российским связям», а по привычке президента делать заявления через «Твиттер», что «подрывает работу американских дипломатов во всем мире».

Такой атмосфере во многом способствовал благожелательный настрой законодателей в отношении Хантсмана, вызванный не только уважением к его богатому дипломатическому и политическому опыту, но и его «ортодоксальными» подходами к ведению внешней политики. Лакмусовой бумажкой, что подчеркнули все сенаторы, стало отношение к «российскому вмешательству», относительно которого Хантсман заметил, что не имеет оснований сомневаться в докладах разведки и сделает все возможное, чтобы этого не повторилось. Но не менее удовлетворительными были и другие заявления будущего посла (утверждение его кандидатуры законодатели назвали решенным делом).

Так, Хантсман отметил, что считает важной частью своей будущей службы работу с «гражданским обществом» и «частные контакты» с общественными лидерами и представителями оппозиции, что должно стать демонстрацией того, что США «имеют разногласия с правительством России, а не с ее населением». При этом он поддержал инициативу ряда законодателей по созданию «Глобального центра по вовлечению», работа которого будет направлена на помощь «молодым нациям в создании независимых и объективных СМИ». Помимо борьбы с российской пропагандой в Европе, Хантсман пообещал активно работать с НАТО и странами, составляющими восточный фланг Альянса. Также Хантсман отметил, что его служба в качестве посла будет «сложным актом балансирования» между сдерживанием России и развитием сотрудничества в тех областях, где это возможно. «Барометром», который определит, какая из этих чаш перевесит, будущий посол назвал подвижки в разрешении ситуации по Украине.

Хотя уровень антироссийской риторики во время заседания был на порядок ниже, Хатсман сам осторожно затронул вопрос «демонизации» России в США, попросив сенаторов, если до этого когда-нибудь дойдет, беспристрастно и с пониманием («give a fair hearing») выслушать его возможные предложения о путях налаживания диалога.

Ответ США на ситуацию в Мьянме

В среду вице-президент США Майк Пенс осудил ситуацию в Мьянме, где жесткие притеснения со стороны военных ведомств в отношении мусульман из этнической группы рохинджа (рохинья) привели к бегству из страны более чем 400 тысяч человек. Это стало первым официальным ответом Вашингтона на события, оказавшиеся в центре международного внимания месяц назад.

В тот же день Госдепартамент сообщил о выделении 32 млн. долл. гуманитарной помощи беженцам, сопроводив данное решение призывом к другим странам разделить бремя по преодолению гуманитарной катастрофы. Ранее заместитель госсекретаря по вопросам Юго-Восточной Азии Патрик Мерфи отмечал, что Вашингтон, несмотря на молчание официальных лиц, ведет активную дипломатическую работу и видит себя в качестве «партнера» властей страны, не желая использовать рычагов давления на кого бы то ни было. Несмотря на это, США объявили о помощи лишь после того, как состоялся телефонный разговор Тиллерсона с гражданским лидером До Аун Сан Су Чжи (разделяющей управление страной с военными), после чего она заявила о готовности разрешить беженцам-рохинджа вернуться в Мьянму. Одновременно с этим Джозеф Данфорд, председатель объединенного командования начальников штабов, связался с военными, чтобы гарантировать их сотрудничество в вопросе доставки помощи.

Такой подход соответствует заявлениям Тиллерсона, в которых госсекретарь отмечал, что считает правильным решать вопросы, связанные с нарушением прав человека, в личных беседах с главами государств, не вынося их в публичное поле. Тем не менее, промедление с официальной реакцией вызвало критику в адрес администрации, которую поспешили обвинить в самоустранении от решения гуманитарных проблем и отказе от традиционных лидерских позиций США на данном направлении. Это подлило масла в огонь дебатов о сокращении бюджета Госдепартамента, значительная часть которого придется именно на гуманитарные программы.

Другим направлением обсуждения проблемы рохинджа в США стала критика предыдущей администрации. Как заметил Кеннет Рот, исполнительный директор организации «Хьюман Райтс Уотч», преждевременно объявив о победе демократии, Барак Обама предпочел не замечать многочисленные случаи нарушения прав человека и не критиковать Су Чжи из опасений, что это помешает хрупкому процессу реформ. Такой подход сохраняется и сегодня в Конгрессе, где в сентябре законодатели не смогли согласовать единую позицию по Мьянме. Лидер Сената Митч Макконнелл отказался ставить на голосование предложенную Джоном Маккейном резолюцию, осуждающую Су Чжи, пояснив решение тем, что «она является величайшей надеждой Бирмы (Мьянмы) на отход от военной диктатуры». Тем не менее, Маккейн пообещал исключить из оборонного бюджета запланированный на 2018 год рост военного сотрудничества с Мьянмой.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

22 января 2016 | 19:33

Дайджест внешней политики США за неделю (15 - 21 января)

Прошедшая неделя ознаменовалась целым рядом сигналов к нормализации в отношениях между США и Россией, количество которых в последнее время растет. Снятие санкций с Ирана имело не столь однозначный эффект для американского бизнеса, пытающегося отстоять свои права перед собственным Конгрессом. После последних дебатов республиканских кандидатов-участников президентской гонки популярность Трампа продолжает расти, и все больше влиятельных фигур высказываются в его поддержку.

24 марта 2014 | 18:43

Чего ждут американцы от внешней политики США?

Внешнюю политику США ждут перемены. Их повлекут качественные изменения в оценках американцами роли своей страны в международных делах. В 2012 году статистика зафиксировала тенденцию - более половины жителей США впервые за 50 лет высказались против активной внешней политики.

13 октября 2016 | 23:54

Визит Владимира Путина в Турцию продолжил нормализацию российско-турецких отношений

Визит президента России Владимира Путина в Турцию завершился подписанием важных соглашений в рамках развития экономического сотрудничества двух стран, в частности касающихся реализации проекта "Турецкий поток". Продолжился поиск компромиссных решений по сирийскому конфликту. Постепенная нормализация отношений Москвы и Анкары может иметь серьезные последствия для ближневосточного региона.

13 января 2016 | 01:00

Как Минск до Киева дошел: Зачем Украине нужны третьи Минские соглашения

Для Европейского союза Украина превратилась из актива, инструмента для сдерживания России, в пассив, требующий немалых финансовых затрат на поддержание обанкротившегося киевского режима. В свою очередь конфликт с Москвой, оформившийся в виде войны санкций, серьезно ослабил Европу в политическом плане. Очевидно, что оптимальным выходом из ситуации стало бы прекращение конфликта, тем более что Путин согласен на компромиссы и не требует от ЕС собрать чемоданы и покинуть постсоветское пространство.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова