Геворг Мирзаян
Визит премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в США вызвал большой скандал. По мнению аналитиков, он лишь осложнил отношения с Соединенными Штатами и усилил позиции тех, кого Нетаньяху считает врагом Израиля.
ПРЕМИУМ
10 марта 2015 | 21:00

Жест отчаяния Нетаньяху: итоги неоднозначного визита для Обамы и Тегерана

Нынешний визит премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в США стал самым неоднозначным за все последние годы. Достаточно просто сказать, что в Белом доме его никто не звал -  премьер прилетел в Вашингтон по приглашению спикера Палаты представителей Джона Бейнера для того, чтобы выступить перед конгрессменами и рассказать о иранской ядерной программе. Более того, администрация Обамы даже не была поставлена в известность о факте самого приглашения.

Да, сразу по прилету в Вашингтон Нетаньяху попытался нивелировать дипломатический скандал - по его словам, слухи о разрыве американо-израильских особых отношений не просто преждевременны,

«они в принципе неверны... Наш союз крепче, чем когда бы то ни было», - сказал израильский премьер.

И отчасти это действительно так. Нынешние проблемы кроются не столько в американо-израильских отношениях, сколько в Белом Доме.

Барак Обама видит ближневосточную политику не через призму Израиля, а несколько более комплексно, чем от него хотят в Тель-Авиве.

И считает, что решение ряда проблем США на Ближнем Востоке невозможно решить, если американская политика продолжит следовать в фарватере израильской. В частности, речь идет о налаживании контактов с арабскими странами через поддержку палестинского движения, а также вывод Ирана из-под санкций и превращения Исламской республики в невольного исполнителя американских целей и задач в регионе. Для Израиля оба подхода являются неприемлемыми, однако если позиция США в отношении палестинцев и строительства еврейских поселений на западном берегу просто неприятна, то вторая уже, по мнению Нетаньяху, угрожает самому существованию государства Израиль, поскольку подразумевает возникновение у Ирана  легитимной ядерной программы. А поскольку существует вероятность того, что рамочное соглашение между США и Ираном на эту тему будет подписано уже в конце марта, израильский премьер должен действовать быстро и эффективно. Поэтому он и приехал на Капитолий. 

Нетаньяху прекрасно понимает, что без одобрения Конгресса США не смогут снять с Ирана ряд введенных санкций. И, соответственно, соглашение не состоится. Более того, наиболее антиирански настроенные конгрессмены предлагают сорвать соглашение еще до его заключения - в частности, ввести санкции против Ирана. Это понимают и в Белом Доме, который уже несколько месяцев окучивает конгрессменов, убеждая их в необходимости вести себя прилично и не работать ради борьбы с фобиями против американских национальных интересов.

«Дополнительные санкции или ограничительное законодательство, принятые в ходе переговоров, сорвут их, разделят международное сообщество и вызовут в адрес США обвинения в неудавшейся сделке», - предупреждает конгрессменов помощник Обамы по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс.

И если процесс окучивания не приведет к успешному результату, у Обамы останется два плохих выхода: либо отказаться от соглашения, тем самым его сорвав и дав иранцам легитимный повод продолжать ядерную программу, либо попытаться действовать в обход и вопреки Конгрессу (в том числе и через право президентского вето), вызвав тем самым серьезный конституционный кризис в США и, возможно, инициировав процедуру импичмента.

Именно поэтому в администрации Обамы с таким раздражением восприняли демонстративный визит израильского премьера. По словам советника президента Сьюзан Райс, подобный вояж будет иметь «разрушительный эффект для отношений США и Израиля». Отчасти поэтому президент и госсекретарь под благовидным предлогом отказались встречаться с Нетаньяху (причем во время выступления израильского премьера Джон Керри демонстративно беседовал с иранским министром иностранных дел), а несколько десятков конгрессменов-демократов просто проигнорировали выступление Нетаньяху.

Дополнительную пикантности ситуации придавал тот факт, что в Белом доме и Госдепе понятия не имели о чем будет говорить Нетаньяху и собирается ли он раскрывать какие-то секретные данные.  

«Мы регулярно проводили для должностных лиц Израиля подробные засекреченные брифинги, чтобы держать их в курсе и сообщать им, как мы пытаемся добиться хорошей сделки, - пояснила представительница Госдепартамента Мари Харф. - Разглашение любой такой информации, конечно, подорвет доверие (к израильской стороне)».

К счастью, секретных данных Нетаньяху не раскрыл (по его словам, это и не нужно было - все эти данные, указывающие на опасность заключения такой сделки, сейчас можно легко нагуглить). Значительная часть 40-минутного выступления Нетаньяху (которое 26 раз прерывалось овациями) была посвящена жесткой, но уже набившей оскомину критике нынешнего проекта соглашения, которое, по словам главы израильского кабинета министров, «поставит под угрозу существование государства Израиль». Нетаньяху считает его неудачным, поскольку оно «не предусматривает уничтожения инфраструктуры, которую можно использовать для создания ядерного оружия, и не затрагивает разработку Ираном баллистических ракет», и, как следствие, «не помешает получить Ирану ядерное оружие, а, напротив, только поможет добиться этой цели». А это неприемлемо уже не только для Тель-Авива, но и для всего международного сообщества.

«Иран - главная страна-спонсор терроризма в мире, - вещал Нетаньяху. - Представьте, что будет, если у нее появится ядерное оружие».

Кроме того, Нетаньяху назвал западных дипломатов «наивными» в стремлении поддержать Тегеран в борьбе против общей и более серьезной угрозы для обеих сторон - радикальной суннитской группировки «Исламское государство».  «Враг твоего врага - твой враг», заявил премьер-министр. Наконец, по его словам, ядерная сделка с Ираном вызовет гонку ядерных вооружений во всем регионе.

«Она станет концом не (ядерного) оружия, а режима по контролю за его распространением, превратится в точку отсчета реализации ядерного кошмара», - пояснил Нетаньяху.

Конечно, демократы публично раскритиковали речь Нетаньяху. Лидер партии в Палате представителей Нэнси Пелози назвала его слова «оскорблением разведсообществу США», и выразила разочарование «снисходительным отношением к нашему пониманию угрозы, которую представляет Иран, а также нашему стремлению предотвратить распространение ядерного оружия». Однако в целом Обама правильно отметил, что израильский премьер не сказал ничего нового, а также «не предложил каких-либо реальных альтернатив» американскому плану. Таким образом, речь нанесла минимально возможный ущерб тактическим интересам Белого дома. Как отметил один из лидеров израильской оппозиции Исаак Герцог, «она не остановит ядерный Иран и не повлияет на ядерную сделку с ним». Отчасти именно поэтому незадолго до речи две сотни бывших высокопоставленных офицеров вооруженных сил и разведки Израиля просили премьера отказаться от выступления.

Они прекрасно понимали, что в стратегическом плане эта речь  лишь усилит позиции иранцев (которые уже назвали ее «очень скучной» и заявили, что в ней «продолжается распространение лжи о целях и намерениях, стоящих за мирной иранской ядерной программой» Ирана). Если сейчас мартовская сделка между США и Тегераном состоится, то она станет публичным унижением для Израиля и демонстрации слабости его влияния на Вашингтон. Если же сделка сорвется, то иранцы всегда смогут сказать, что провал произошел по вине Израиля, а не бескомпромиссной иранской позиции по определенным вопросам.

Впервые опубликовано на сайте журнала "Эксперт"

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Региональные риски»

27 февраля 2017 | 21:57

Перспективы развития вооруженных сил Украины

За прошедшее с начала конфликта на Донбассе время вооруженные силы Украины сильно изменились. Не имея боевого опыта, ВСУ оказались вовлеченными в масштабные боевые действия с многокилометровой линией фронта. Годы вооруженного противостояния на Донбассе продемонстрировали возможности украинской армии, выявив её сильные и слабые стороны.

5 декабря 2014 | 15:57

Египет как опора Запада в стабилизации Ближнего Востока

Новое египетское руководство осознает первостепенность решения внутренних проблем и не выдвигает приоритетным направлением своей политики нормализацию отношений с Западом. Однако в современных реалиях последний осознает, что нужен ему стабильный Египет, пусть даже не до конца «демократичный» или лояльный.

19 декабря 2015 | 07:00

"Слепые зоны" внешней политики: Что видит и не видит Россия в боковые зеркала

И хотя российская внешняя политика в целом остается довольно осмотрительной, даже у самого искусного водителя существует «слепая зона» — участок дороги, который не видно в боковые зеркала. Украинский и турецкий кризисы произошли именно потому, что нарождающиеся угрозы попали в «слепую зону», — к ним можно было приготовиться, но водитель их не заметил. Нельзя исключить, что и сейчас назревают угрозы, которых Россия не замечает.

19 марта 2015 | 09:41

Факторы устойчивости режима Башара Асада

До окончания гражданской войны в Сирии еще далеко, однако уже сейчас ясно, что нынешний режим сохранится. Прежде всего благодаря комбинации из хороших друзей и удобных врагов.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова