Ольга Ребро
Саммит АТЭС, прошедший в Пекине 10-11 ноября, собрал глав 21 государства, в том числе троих наиболее влиятельных людей планеты по версии «Форбс» — Владимира Путина, Барака Обаму и Си Цзиньпина. Одной из ключевых тем саммита была судьба американо-китайских отношений. Обама намеревался напомнить коллегам об «азиатском повороте», заявленном в качестве приоритетной цели внешней политики США в 2012 году.
ПРЕМИУМ
17 ноября 2014 | 09:00

Партнеры или соперники?

Итоги переговоров Барака Обамы и Си Цзиньпина на саммите АТЭС в оценках американских аналитиков

Текст подготовлен в сотрудничестве с Lenta.ru

На саммите АТЭС США и КНР заключили историческое соглашение о сокращении выбросов парниковых газов, а также подписали договор, касающийся вопросов доверия и безопасности. Лидеры двух стран старались подчеркнуть, что Пекин и Вашингтон могут успешно взаимодействовать и по другим направлениям, а все разговоры о нарастающей конкуренции первой и второй экономик мира сильно преувеличены.

По мнению ряда экспертов, это особенно важно, поскольку оставшиеся два года своего президентства Обама, скорее всего, посвятит внешней политике, особое место в которой занимает Китай.

Саммит АТЭС, прошедший в Пекине 10-11 ноября, собрал глав 21 государства, в том числе троих наиболее влиятельных людей планеты по версии «Форбс» — Владимира Путина, Барака Обаму и Си Цзиньпина. Одной из ключевых тем саммита была судьба американо-китайских отношений. Президент США приехал в Пекин сразу после сокрушительного поражения его партии на промежуточных выборах в Конгресс. Обама намеревался напомнить коллегам об «азиатском повороте», заявленном в качестве приоритетной цели внешней политики США в 2012 году.

На саммите Обама рассчитывал добиться прогресса в вопросе создания Транстихоокеанского торгового партнерства, включающего 12 государств региона, но не Китай. Хотя эта инициатива призвана ограничить экономические позиции КНР на Тихом океане, Вашингтон одновременно надеется сохранить взаимопонимание с Пекином.

В понедельник, 10 ноября, встретились лидеры стран-участниц Транстихоокеанского партнерства. Несмотря на позитивный тон финального коммюнике, прорывов не состоялось. Основное препятствие на пути к соглашению — позиция Японии, критически настроенной к перспективе отмены таможенных тарифов на сельскохозяйственную продукцию.

Встреча по формированию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли — проекта, продвигаемого Пекином в рамках АТЭС, — прошла более плодотворно. Первые лица государств договорились о программе сотрудничества на ближайшие два года. Это было охарактеризовано китайским лидером как исторический прорыв. Си Цзиньпин, однако, подчеркнул, что не видит проблемы в американской инициативе:

«Я не рассматриваю какие-либо региональные соглашения о свободной торговле как направленные против Китая. Китай придерживается принципа открытого регионализма. И мы убеждены, что различные региональные инициативы и механизмы сотрудничества должны оказывать благоприятное воздействие друг на друга, что и наблюдаем сегодня».

Эта оценка, тем не менее, противоречит практическим действиям Пекина, объявившего в преддверии саммита о реализации крупного инфраструктурного проекта в Центральной Азии — так называемого «нового шелкового пути». Данный шаг, по мнению эксперта Центра стратегических и международных исследований Бонни Глазер, «является сигналом для США о том, что Китай хочет быть центром экономической жизни региона».

Впрочем, Соединенные Штаты и КНР сделали все возможное, чтобы показать скептически настроенным аналитикам способность двух стран находить общий язык.

Для этого, правда, США пришлось на время забыть о проблемах, связанных с кибершпионажем и территориальными спорами Пекина с американскими союзниками — Японией и Филиппинами. Обама также был вынужден подчеркнуть, что считает происходящее в Гонконге исключительно внутренним делом Китая. Си Цзиньпин, в свою очередь, сделал уступку по вопросу о правах человека. На совместной пресс-конференции он отметил:

«Что касается защиты прав человека, мы никогда не сочтем нашу работу в этом направлении завершенной. Эта работа ведется постоянно, и нам есть к чему стремиться. Китай готов к диалогу с Соединенными Штатами по вопросам защиты прав человека на основе равенства и уважения друг к другу, что позволит нам конструктивно подходить к преодолению противоречий, углублять взаимопонимание и учиться друг у друга».

В итоге две страны приняли целый ряд документов по широкому спектру вопросов. Экологи с радостью восприняли новость о заключении двустороннего соглашения по сдерживанию эмиссии парниковых газов. США пообещали сократить к 2015 году выбросы углеводорода на 26-28 процентов от уровня 2005 года. Китай взял обязательство сдержать рост CO2 таким образом, чтобы пик эмиссии произошел не позднее 2030 года, а доля неископаемого топлива в ТЭК увеличилась к этому времени до 20 процентов.

Для Китая это весьма амбициозная цель: проблема загрязнения окружающей среды в стране достигает масштабов национального бедствия. Чтобы обеспечить голубое небо над головами мировых лидеров, в Пекине на два дня остановили все заводы и ограничили движение транспорта

Белый Дом может столкнуться с проблемой другого свойства — ему необходимо добиться одобрения договора с КНР в Конгрессе. О том, что это задача не из легких, свидетельствуют слова лидера республиканского большинства в Сенате Митча Макконнелла:

«Наша экономика не выдержит развязанную президентом идеологическую "войну с углем", усиливающую давление на средний класс и бедствующих шахтеров. Этот нереалистичный план, повышающий стоимость коммунальных услуг и сокращающий количество рабочих мест, президент хочет взвалить на своего преемника».

В соответствии с достигнутыми договоренностями срок действия американской визы для китайских студентов увеличивается до пяти лет, а для китайских туристов и бизнесменов — до 10. В ответ Китай дал согласие на отмену торговых пошлин на ряд электронных товаров — медицинского оборудования, консолей для видеоигр, программного обеспечения и полупроводников нового поколения — в рамках соглашения по информационным технологиям, заключенного еще в 1997 году. Прежняя несговорчивость Китая по этому вопросу объяснялась стремлением ускорить создание собственной полупроводниковой промышленности.

Наконец, в сфере безопасности и доверия США и КНР договорились о взаимном предупреждении о проведении крупных маневров, а также о правилах поведения при встрече американских и китайских военных на суше или на море.

Китай долгое время сопротивлялся подписанию подобного документа, так как это подразумевало признание определенного противостояния в двухсторонних отношениях. Тем не менее в последний год обе страны убедились в необходимости договоренностей такого рода, поскольку разница в интерпретации международного права по этим вопросам чревата опасными ситуациями, способными подорвать межгосударственные отношения в целом. Заместитель советника по национальной безопасности США Бен Родс в этой связи отметил:

«Крайне важно исключить вероятность неотвратимой эскалации и не допустить того, чтобы случайное стечение обстоятельств привело нас на грань вооруженного конфликта».

Как бы то ни было, западные эксперты с настороженностью воспринимают произошедшее в Пекине потепление американо-китайских отношений. Эксперт Международного научного центра Вудро Вильсона Ванг Женг отмечает:

«За последние шесть лет американо-китайский диалог утратил стабильность, усилились взаимная подозрительность и недоверие на стратегическом уровне. И сейчас растет озабоченность, что это взаимное недоверие может перерасти в стратегические просчеты с обеих сторон».

В такой ситуации, по мнению Майкла Грина из Центра стратегических и международных исследований, президенту США необходимо создавать условия для развития отношений во взаимовыгодном русле.

В Госдепартаменте США также понимают, что какие бы противоречия между двумя странами ни возникали, США и Китай обречены на сотрудничество. Накануне саммита госсекретарь Джон Керри отметил:

«Американо-китайские отношения сегодня имеют самое важное значение для мирового развития — и точка. Именно они определят, каким будет мир в XXI веке. Значит, мы просто обязаны сделать то, что от нас требуется».

По мнению директора Института Киссинджера по американо-китайским отношениям Роберта Дейли, встреча двух лидеров продемонстрировала как раз такой вариант взаимовыгодного сотрудничества.

«После поражения демократов на промежуточных выборах успехи Барака Обама в Пекине могут послужить отправной точкой для большей концентрации на внешней политике в оставшиеся два года, если таков его план. Его часто критиковали за отсутствие стратегии в отношении усиливающегося Китая. Сейчас у его команды есть шанс это исправить».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

26 августа 2014 | 16:41

Что делают российские военнослужащие на территории Украины?

Задержание российских военнослужащих является первым подтвержденным случаем присутствия ВС России на территории Восточной Украины. В связи с инцидентом наибольшие вопросы вызывает боевая задача, которую выполняли российские военнослужащие на территории Украины.

15 декабря 2017 | 11:14

Дайджест внешней политики США (8-14 декабря)

Закон о финансировании министерства обороны предполагает резкий рост военных расходов и продолжает курс на противостояние «вредоносному влиянию» России. Вашингтон сообщил, что начнет разработку запрещенных договором ракет, что, по его мнению, должно заставить Москву вернуться к выполнению соглашения. Заявление Тиллерсона о готовности США начать переговоры с КНДР без предварительных условий было незамедлительно опровергнуто Белым домом.

5 декабря 2016 | 21:05

Центральная Азия в российско-американских отношениях: интервью Андрея Сушенцова

29 ноября руководитель аналитического агентства "Внешняя политика" Андрей Сушенцов дал интервью интернет-изданию Central Asia Analytical Report (CAAR). В ходе беседы обсуждались вопросы взаимодействия России со странами Центральной Азии, особенности внешнеполитической стратегии США и КНР по отношению к среднеазиатским государствам, проблемы сотрудничества и конфронтации Москвы и Вашингтона в регионе.

30 октября 2015 | 13:00

Узоры персидского ковра: как Ирану стать региональным лидером

Иран мог бы действовать в обход США - совместно с Россией, заинтересованной в эффективной стабилизации Ближнего Востока и, в общем-то, занимающейся этой стабилизацией в Сирии. Проблема в том, что у Ирана и России, несмотря на внешнее согласие и совпадение интересов разное понимание слова «стабилизация». Иран жаждет ликвидации своих противников и хочет сам контролировать регион от Афганистана до Леванта. Москве же нужен баланс сил между всеми игроками региона.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Этот материал является частью нескольких досье
Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
26 декабря 2014 | 09:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова