Ольга Ребро
Инцидент в Нигере заставил законодателей вернуться к обсуждению нового Разрешения на использование военной силы. Госдепартамент и американское министерство финансов приступили к выполнению принятого Конгрессом закона, ужесточающего санкционную политику в отношении России. Назначение на пост главы ФРС Джерома Пауэлла стало еще одним шагом Трампа по выполнению своего предвыборного общения избавиться от закона Додда-Фрэнка.
ПРЕМИУМ
3 ноября 2017 | 11:00

Дайджест внешней политики США (27 октября – 2 ноября)

1. Инцидент в Нигере, а также воинственная риторика Трампа в отношении КНДР заставили законодателей на этой неделе вернуться к обсуждению нового Разрешения на использование военной силы. В отличие от предыдущих попыток, хронически заходивших в тупик, на этот раз сенаторы, говоря о необходимости вернуть себе размытые за последние 16 лет полномочия в вопросе «объявления войны», выразили готовность пойти на взаимные уступки.

2. Госдепартамент и американское министерство финансов приступили к выполнению принятого Конгрессом закона, ужесточающего санкционную политику в отношении России. Указывая на то, что консультации с союзниками еще продолжаются и окончательные санкционные списки пока не составлены, Вашингтон «разъяснил» новые меры в отношении лиц, сотрудничающих с российскими спецслужбами и ВПК, и «уточнил» существующие санкции в отношении международных нефтегазовых проектов с участием России.

3. Назначение на пост главы ФРС Джерома Пауэлла, разделяющего взгляды Йеллен в вопросах постепенной нормализации кредитно-денежной политики, но выступающего за сокращение регулирующих функций ФРС, стало еще одним шагом Трампа по выполнению своего предвыборного общения избавиться от закона Додда-Фрэнка, принятого после кризиса 2008 года.

Разрешение на использование военной силы (AUMF)

30 октября в сенатском комитете по международным делам состоялось слушание с участием госсекретаря и министра обороны по «самому главному вопросу, находящемуся в ведении комитета» - разрешению на использование военной силы за рубежом.

Американская конституция разделяет полномочия, касающиеся военных действий, между исполнительной и законодательной ветвями власти: президент, являясь верховным главнокомандующим, может использовать военную силу для предотвращения «непосредственной угрозы» (imminent threat), а Конгресс принимает решения об объявлении войны. В 1973 году на фоне общественного недовольства действиями администрации Никсона во время Вьетнамской войны Конгресс наложил дополнительное ограничение («War Powers Resolution»), согласно которому президент обязан прекратить военную операцию, длящуюся более 60 дней, если законодатели не санкционировали ее продолжение. Современные военные операции США ведутся на основании двух авторизаций: 2001 года, которая разрешает «использование всех необходимых средств против тех стран, организаций и индивидов, которые планировали, отдавали приказы, совершали или оказывали помощь в террористических атаках 11 сентября», и 2002 года, которая обосновывает необходимость использования военной силы в Ираке.

Затянувшиеся кампании в Ираке и Афганистане, новые операции, проведенные без явной санкции Конгресса, в Ливии и Сирии, а также сообщения о гибели американских солдат в боевых действиях, которые, как отметил председатель комитета Боб Коркер, сегодня ведутся с участием США в 19 странах, периодически провоцировали (безрезультативные) дебаты о необходимости принятия новой авторизации. Президенты, тем временем, продолжали использовать широкую трактовку Авторизации 2001 года (Обама, например, назвал ИГ «продолжением» Аль-Каеды, и следовательно, распространил действие авторизации 2001 года на борьбу с ИГ), а кроме этого, прикрываются «миссиями по помощи местным силам» (т.н. «advise and assist missions»), которые формально не являются военными операциями, хотя подразумевают присутствие американских войск на поле боя. Таким образом, за последние 16 лет произошло размывание полномочий Конгресса в вопросах объявления войны, вернуть которые в традиционные рамки законодатели планируют посредством принятия новой авторизации.

Основные дебаты (уже по традиции) развернулись вокруг временных и географических рамок нового разрешения. Рекс Тиллерсон и Джеймс Мэттис, представляя позицию администрации, подчеркнули сетевой характер и способность к метаморфозам современных террористических организаций, поэтому попросили законодателей исключить из новой авторизации любые временные и географические ограничения, а также сократить публичный контроль над операциями (что делает действия США более предсказуемыми для неприятеля). «Война является по сути своей непредсказуемым феноменом, - заметил во время слушания Мэттис, - и настало время признать, что мы живем в эпоху постоянных военных столкновений». Проблему сочетания контролирующих функций Конгресса с описанными Мэттисом реалиями сформулировал сенатор Кристофер Кунз (дем., Делавэр):

«Трагедия в Нигере помогла нам обратить внимание на проблему плохой информированности американского общества относительно нашего военного вовлечения по всему миру для борьбы с этими изменяющимися угрозами в новую эпоху постоянных военных конфликтов, если использовать ваши слова. Я понимаю риски, связанные с наложением возможных ограничений. Но в то же время, (предлагаемая вами) авторизация постоянной неограниченной войны в корне противоречит моему представлению о роли Конгресса. Мне кажется, мы все должны пойти на уступки».

Контуры подобного компромисса по завершении заседания обозначил Коркер. По его словам, за основу новой авторизации, которая может быть принята в ближайшие недели, будет взят законопроект сенаторов Тима Кейна (дем., Виржиния) и Джеффа Флейка (респ., Аризона), предусматривающий пятилетний срок авторизации, а также обязывающий администрацию информировать Конгресс об отправке войск в «новые» страны. Единственным вопросом, требующим разрешения, остаются т.н. «ассоциируемые силы», под которыми подразумеваются организации, ассоциирующие себя с Аль-Каедой, ИГ или Талибаном. Законопроект предполагает, что администрация будет сообщать Конгрессу о добавлении новой такой организации к списку, что, однако, не устраивает Коркера, который настаивает на дополнительных ограничениях в этой области.

Помимо новой авторизации, которая касается преимущественно борьбы с терроризмом, значительная часть слушания была посвящена Северной Корее. Мэттис и Тиллерсон согласились с законодателями, что президент сегодня не имеет права по нанесению превентивного удара по КНДР. Тем не менее, они подчеркнули, что, если будет угроза «неминуемой атаки», то президент может воспользоваться своим конституционным правом. На этом фоне демократы на этой неделе предложили закрепить эту формулу в законопроекте, который хоть и не принесет ничего нового, напомнит, по словам Криса Мерфи (дем., Коннектикут), исполнительной власти о ее полномочиях При этом, Мерфи отдельно подчеркнул, что обладание ядерным оружием еще не означает существования «непосредственной угрозы».

Меры по реализации Акта по противостоянию неприятелям Америки посредством санкций

На прошедшей неделе Госдепартамент и Министерство финансов предприняли ряд шагов по реализации Акта по противостоянию неприятелям Америки посредством санкций (Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA). Этот закон, подписанный президентом 2 августа, обязывал администрацию (позже президент поручил реализацию этого шага Госдепартаменту) в течение 60 дней определить список организаций и индивидов, сотрудничающих с российским ВПК и спецслужбами, в отношении которых будут введены вторичные санкции (Раздел 231), а также Минфину в течение 90 дней внести предполагаемые законом изменения в уже существующие санкции (Разделы 223, 225, 226, 228, 232, 233).

Просрочив выполнение закона почти на месяц, 26 октября Госдепартамент опубликовал «руководство» по ограничениям сотрудничества с российскими оборонными предприятиями и спецслужбами, сопроводив его расширенным списком подсанкционных физических и юридических лиц. Начиная с 29 января, администрация должна применить «пять или более санкционных мер» из приводимого в законе перечня в отношении людей, которые «сознательно осуществляли значительные транзакции с сотрудниками (указанных в списке) предприятий, либо лицами, представляющими их интересы». По степени «суровости» данные меры варьируются от относительно безболезненного ограничения сотрудничества с Экспортно-импортным банком США до более чувствительных запретов американским гражданам вступать в любые деловые отношения с такими нарушителями.

Комментируя публикацию этих документов, представители Госдепартамента, во-первых, подчеркнули, что закон предусматривает «широкое поле для маневра» при решении какие санкции накладывать в каких случаях, а во-вторых, заметили, что США не планируют использовать санкции как инструмент конкурентной борьбы с российскими производителями вооружений. Последний тезис подвергли сомнению некоторые американские юристы, отмечая, что «на практике соображения по увеличению конкурентоспособности (американской) промышленности будут неизбежно, умышленно или нет, влиять на реализацию этих санкций».

31 октября (уложившись в 90-дневный срок) «уточнение» существовавших санкций опубликовали Министерство финансов и Госдепартамент. Здесь основные нововведения касались условий участия в международных нефтегазовых проектах, где присутствуют российские компании. Так, начиная с 29 января 2018 года, американским гражданам и гражданам третьих стран будет запрещено участвовать не только в проектах, реализуемых на территории России (глубоководных, сланцевых и арктических), но и в аналогичных проектах, у которых есть «потенциал добычи нефти в любом регионе мира». При этом новые санкции затронут компании и страны, чья доля в этих проектах составляет 33% и больше, или которым принадлежит большинство голосующих акций. Данное нововведение не будет распространяться на проекты, инициированные до 28 января 2018 года включительно.

Представители Минфина и Госдепартамента заметили, что разработка данных мер велась при тесной координации с европейцами, которая продолжится и в оставшееся до 29 января время. Также они отказались публично комментировать судьбу конкретных проектов (окончательный список которых еще не составлен), призвав все заинтересованные стороны обращаться за разъяснениями напрямую в министерство.

Российский МИД воспринял публикацию «разъяснения» вводимых санкций довольно сдержанно. «Для нас не стала новостью информация о новых санкционных шагах США, - заметила в четверг официальный представитель МИД Мария Захарова. – По сути, эти шаги мало что меняют для России. Наша экономика давно научилась работать в сложившихся обстоятельствах. Более того, мы извлекаем из них несомненную пользу, поскольку мощный импульс к развитию получили целые отрасли, идет диверсификация торговых связей. Все это открывает определенные возможности».

Новый глава ФРС Джером Пауэлл

На прошедшей неделе завершился процесс подбора кандидата на «второй по значимости» пост в США – председателя Федеральной резервной системы, – начавшийся в середине июля и проходивший в лучших традициях реалити-шоу. 2 ноября Дональд Трамп официально сообщил о номинации Джерома Пауэлла, чем в очередной раз нарушил целый ряд американских традиций: впервые со времен Джимми Картера президент сменит назначенного предыдущей администрацией главу ФРС в течение своего первого срока и впервые за сорок лет этот пост займет человек без ученой степени по экономике.

Юрист по образованию и инвестиционный банкир по профессии, Джером Пауэлл работал в Министерстве финансов во время президентства Джорджа Буша, мл., а с 2012 года входил в совет управляющих ФРС. За это время он обзавелся тесными связями с республиканским истеблишментом, а также заработал репутацию «верного соратника» своей предшественницы Джанет Йеллен. Первое, как ожидается, станет гарантом одобрения его кандидатуры Конгрессом, а последнее позволяет предположить, что Пауэлл продолжит курс Йеллен по переходу от «количественного смягчения» к нормализации кредитно-денежной политики. Это, в свою очередь, подразумевает постепенное повышение ключевой ставки и выравнивание баланса ФРС, увеличившегося в результате беспрецедентных интервенций на рынке госдолга на 3,5 трлн. долл. (сумма, сопоставимая с ВВП Германии).

Главное отличие взглядов Пауэлла от Йеллен (что и сыграло ключевую роль в его назначении) заключается в его отношении к регулятивным функциям ФРС. Кризис 2008 года, продемонстрировавший угрозу, которую представляют «слишком большие, чтобы обанкротиться» банки («too big to fail»), заставил законодателей принять Акт Додда-Фрэнка. Согласно этому закону, ФРС получил новую обязанность оценивать системные риски и сохранять стабильность финансовой системы, применяя санкции в отношении чрезмерно рискованных «небанковских» финансовых институтов. Необходимость «отмены Додда-Фрэнка» стала одним из лейтмотивов избирательной кампании Дональда Трампа. «У меня столько друзей, которые владеют компаниями, но они не могут занимать деньги, потому что банки просто не дают в долг из-за всех этих правил и норм, из-за этого Додда-Фрэнка», - говорил президент через неделю после инаугурации. В апреле он поручил изучить возможность смягчения регулирования минфину, который в июне представил президенту соответствующие предложения. Примерно в это же время начался поиск нового главы ФРС.

Йеллен, критика президента в отношении которой в последнее время сменилась на похвалы, была сторонницей сохранения регулирующих функций. Пауэлл, выступает за их частичное сокращение, хоть и не настолько агрессивное, как этого требует Трамп. Помимо главы ФРС, президенту предстоит назначить еще трех членов совета управляющих (четырех, если Йеллен решит совсем покинуть организацию). В этом смысле показательным стало октябрьское кадровое решение Трампа: пост вице-председателя ФРС по банковскому надзору (созданный законом Додда-Фрэнка) был отдан Рэндалу Куорлсу, выступающему за сокращение этого надзора.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

26 октября 2016 | 14:59

Семинар "Внешняя политика России и управление политическими рисками"

22-23 октября агентство «Внешняя политика» провело двухдневный консультационный семинар «Внешняя политика России и управление политическими рисками». Семинар был посвящен текущим акцентам во внешней политике России, способам чтения внешнеполитических сигналов и получения упреждающей информации, а также различным подходам к прогнозированию международных процессов.

14 июня 2014 | 13:20

Йенс Столтенберг: профиль нового генерального секретаря НАТО

Выступив в поддержку кандидатуры Столтенберга, Вашингтон и его союзники в Европе дали понять Москве, что рассчитывают на продолжения ее диалога с Альянсом даже в условиях нарастающего кризиса отношений между Россией и Западом. 

20 октября 2014 | 00:57

Контуры правительственной коалиции на Украине: выводы для России

За последние месяцы популярность основных политических сил сократилась, а количество не определившихся с политическими симпатиями снижается крайне медленно, что отражает общее недоверие населения к политической элите страны. В таких условиях, политическая сила президента Петра Порошенко вряд ли сможет получить большинство в Верховной Раде.

19 февраля 2016 | 18:20

Дайджест внешней политики США за неделю (12-18 февраля)

В ходе состоявшегося саммита США-АСЕАН попытки Вашингтона найти общие интересы с партнерами не привели к конкретным результатам. Освободившееся место судь в Верховном Суде стало очередным поводом для дискуссий между республиканцами и демократами, которые сразу ввели проблему в рамки предвыборного дискурса. Была артикулирована задача бороться с экстремистской пропагандой, лежащей в основе успеха международного терроризма, - на этот раз на встрече с крупнейшими кинематографистами.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова