Ольга Ребро
Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем. Новый Обзор ядерной политики берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности. Оставшиеся 11 участников Транстихоокеанского партнерства опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам.
ПРЕМИУМ
23 февраля 2018 | 15:26

Дайджест внешней политики США (16-22 февраля)

1. Несмотря на официальные заявления о преодолении кризиса в американо-турецких отношениях по результатам визита госсекретаря в Анкару, Турция и США на этой неделе продолжили взаимные упреки по целому ряду накопившихся проблем.

2. Новый Обзор ядерной политики, презентация которого состоялась 16 февраля, берет курс на модернизацию ядерного арсенала, смещает акцент на развитие тактического ядерного оружия малой мощности, а также объявляет готовность наносить ядерный удар в ответ на значительную неядерную атаку против США или их союзников. Обосновывая такие изменения, представители Пентагона заметили, что уверенность противников в готовности Вашингтона применить ядерное оружие станет дополнительным сдерживающим фактором, а значит, укрепит глобальную безопасность.

3. Отвечая на предложение администрации Трампа вернуться к Транстихоокеанскому партнерству в обмен на дополнительные уступки, оставшиеся 11 участников на прошедшей неделе опубликовали окончательный текст соглашения, вычеркнув из него все положения, отвечающие исключительно американским интересам, чем фактически исключили присоединение США к данной зоне свободной торговли в будущем.

Визит Рекса Тиллерсона в Анкару

Визит госсекретаря Рекса Тиллерсона в Турцию – последняя остановка в ходе пятидневного турне по Ближневосточному региону – был призван определить дальнейшую динамику отношений между двумя союзниками, оказавшимися в последние недели на грани военного столкновения. «В наших отношениях с Соединенными Штатами настает критический момент, - заметил накануне приезда Тиллерсона министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. – Либо мы сможем все наладить, либо нас ждет полный разрыв». Вашингтон, признавая, что отношения с Анкарой находятся в кризисе, воздержался от столь драматичных оценок и отметил что визит Тиллерсона (а также предшествующие встречи министра обороны Мэттиса и советника по национальной безопасности Макмастера с их турецкими коллегами) демонстрирует готовность США работать над разногласиями.

Результатом более чем трехчасовой беседы госсекретаря с турецким президентом с глазу на глаз (отсутствие переводчика или хотя бы помощника американские СМИ незамедлительно раскритиковали как нарушение дипломатического протокола) стало создание «механизма» по устранению противоречий, который должен быть запущен не позднее середины марта. В то время как Госдепартамент отказался комментировать «частные дипломатические беседы», пресс-секретарь турецкого МИД объяснил, что «механизм» будет состоять из трех рабочих групп: первая будет заниматься вопросами, связанными с организацией Фетуллаха Гюлена (FETO) и турецкими гражданами, заключенными в США, и американскими гражданами, задержанными в Турции; вторая будет отвечать за координацию сотрудничества по Сирии; третья – будет курировать борьбу с Рабочей партией Курдистана (PKK).

«Я считаю, главное достижение заключается в том, что мы больше не будем действовать по отдельности, - подвел итоги Тиллерсон на заключительной пресс-конференции. – Больше не будет так, что США делают одно, а Турция – другое. Мы будем действовать сообща, мы разберемся с проблемными вопросами и будем двигаться дальше».

Последовавшие ответы на вопросы журналистов, однако, противоречили оптимизму заранее подготовленных вступительных речей. Так, Чавушоглу «вспомнил» длинный перечень данных предыдущей администрацией обещаний относительно поддержки курдов и посетовал на то, что ни одно из них не было полностью выполнено, упрекнул Вашингтон в промедлении с расследованием «финансовых махинаций» Гюлена, а также заявил, что покупка вооружений у России (за что, согласно американскому законодательству, должны быть наложены санкции) крайне необходима для защиты национальных интересов, где Анкара не собирается идти на компромиссы. Тиллерсон, в свою очередь, отметил, что продолжающееся преследование «участников» переворота (в рамках которого были задержаны и сотрудники американского посольства) могла бы быть прозрачнее, что Вашингтон «с нетерпением ждет» дальнейших доказательств виновности Гюлена, а закон об антироссийских санкциях будет неукоснительно выполняться, если Анкара продолжит покупку российских вооружений. Наконец, несколько дней спустя на фоне заверений Госдепартамента о том, что главным объединяющим фактором в двусторонних отношениях является единство взглядов на будущее Сирии, появились сообщения о договоренности провести новую встречу Турции, России и Ирана в рамках Астанинского формата, на что Вашингтон ответил резкой критикой, назвав данную инициативу «потемкинским планом мирного урегулирования».

Обзор ядерной политики 2018

2 февраля Пентагон опубликовал второй из трех запланированных программных документов в области обороны – Обзор ядерной политики (Nuclear Posture Review -NPR), а 16 февраля состоялась презентация Обзора представителями минобороны, которые объяснили логику составления документа, а также ответили на вопросы.

Обосновывая необходимость пересмотра подхода предыдущей администрации, которая в Обзоре 2010 года отметила значительное сокращение возможности военного столкновения с Россией и Китаем и назвала главной целью полное устранение ядерного оружия, заместитель министра обороны по вопросам политического планирования Дэвид Трахтенберг отметил резкое ухудшение стратегической обстановки в мире, главной чертой которой становится возвращение противостояния между великими державами. Помимо России и Китая, которые укрепляют свои ядерные силы и стремятся к пересмотру международных норм и границ, угрозой для США он назвал Северную Корею и Иран, чье «ядерное будущее туманно», но намерение подорвать позиции США не вызывает сомнений.

В таких условиях NPR 2018 берет курс на укрепление и модернизацию ядерного потенциала США на двух направлениях. Во-первых, обзор призывает сместить акцент со стратегического ядерного оружия на тактическое (low-yield nuclear weapons), что обеспечит возможность «гибкого» ядерного ответа. В этой связи в ближайшее время планируется переоснащение «небольшого количества существующих баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ)». «Мы не можем позволить себе оказаться в ситуации, когда нашим единственным вариантом ответа на применение противником ядерного оружия малой мощности будет полномасштабный ядерный удар», - отметил во время презентации глава стратегического командования ВС США Джон Хайтен. Во-вторых, NPR планирует разработку «современных» баллистических ракет подводного базирования. «Учитывая, что на океаны приходится более 70% поверхности земного шара, укрепление водного элемента (ядерной триады) позволит обеспечить присутствие в удаленных регионах мира и повысит нашу готовность по поддержанию безопасности союзников», - пояснил Хайтен.

Уже традиционно (чтобы сохранить непредсказуемость) NPR целенаправленно не раскрывает «конкретные условия», при которых может быть применено ядерное оружие. Вместо этого говорится, что оно может быть применено в ответ на «значительный неядерный удар по гражданскому населению и инфраструктуре США, их союзников и партеров» (но не ограничиваются этим). При этом, однако, уточняется, что это произойдет только «в самом крайнем случае для защиты жизненно важных интересов».

Обзор декларирует отказ США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), хотя и говорит, что принципы Договора будут соблюдаться. Тем не менее, призывая другие страны объявить (или сохранять) мораторий на испытания, сами США не исключают возможности «проведения новых испытаний ядерного оружия взрывными методами, если это будет необходимо для обеспечения безопасности и эффективности ядерного арсенала». Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хоть и назван «краеугольным камнем режима нераспространения», охарактеризован как нереалистичный, поскольку предполагает ядерное разоружение в отсутствие необходимых для этого условий международной среды. Наконец, NPR провозглашает, что «США не намерены вечно мириться с продолжающимися нарушениями Россией» Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), и, в целом, призывает не заключать новых соглашений со странами, нарушающими текущие договоры.

На прозвучавшие после презентации комментарии об опасности новой ядерной политики, Хайтен ответил в духе подхода «мир с позиции силы». По его словам, укрепление американского ядерного арсенала и снижение порога нанесения удара позволяет убедить противников в готовности США применить ядерное оружие, а значит, повысит его сдерживающий потенциал, что, в конечном итоге, приведет к укреплению глобальной безопасности.

Транстихоокеанское партнерство без США

Через год после того, как Дональд Трамп в одном из своих первых президентских указов объявил о выходе США из Транстихоокеанской зоны свободной торговли, одиннадцать оставшихся членов переименованного «Всеобъемлющего и прогрессивного транстихоокеанского партнерства» (или ТТП-11) объявили о завершении переговоров и назначили дату подписания на 8 марта. За прошедшее время американская администрация несколько смягчила позицию, и в январе на экономическом форуме в Давосе президент даже дал понять, что США готовы вернуться, если договор будет в большей степени отвечать интересам США.

Ответ на данное предложение последовал на этой неделе. 20 февраля был опубликован окончательный текст соглашения, в котором члены создаваемой зоны не только не пошли на дополнительные уступки США, но и вычеркнули или изменили более двадцати пунктов, вставленных по требованию администрации Обамы. В частности, были исключены положения, отвечавшие интересам американской фармакологии, смягчены требования в области защиты интеллектуальной собственности и снижены стандарты организации труда, а также отменена процедура, позволявшая компаниям судиться с правительствами (особо нелюбимая остальными одиннадцатью странами). Данные уступки были сделаны в надежде получить свободный доступ к обширному американскому рынку, однако новая версия договора стала настолько больше соответствовать интересам «малых» стран, что они вряд ли согласятся на восстановление исключенных положений, даже если это приведет к возвращению США.

Критики администрации поспешили провозгласить утрату Вашингтоном возможности влиять на формирование мировых правил торговли, а сторонники раскритиковали заниженные стандарты нового соглашения и отметили незначительность создаваемой ЗСТ в отсутствие американского рынка. Тем не менее, даже без США новая зона свободной торговли, в которую войдут Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили и Япония, станет одной из крупнейших в мире. Суммарный ВВП составит 13,5 триллионов долл. или 13,4% мирового (с США было бы 40%). По данному показателю ТТП-11 займет третье место после НАФТА (около 20 трлн. долл.) и ЕС (19 трлн. долл.), отодвинув на четвертую позицию Меркосур (3,5 трлн. долл.).

В пятницу 25 сенаторов-республиканцев обратились к президенту с требованием присоединиться к ТТП. Отвечая в начале февраля на аналогичную просьбу японского руководства, вице-президент Майк Пенс заметил, что это маловероятно, по крайней мере, до следующих президентских выборов.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

26 декабря 2014 | 16:07

В преддверии необъявленных президентских выборов в Италии

Ждать от грядущих президентских выборов сенсаций вряд ли стоит. Скорее это будет некоей лакмусовой бумажкой для определения способности Ренци и Берлускони договариваться на ранних стадиях, не доводя дело до политического кризиса.

30 сентября 2014 | 22:41

Политическое значение перестановок во властных кругах Польши

Какие-либо серьезные изменения в российско-польских отношениях в ближайшее время вряд ли произойдут. Но есть и определенный набор вариантов, которые могут считаться благоприятными для российской политики. В первую очередь это победа на президентских выборах русофоба Качиньского и сохранение контроля в парламенте за «Гражданской платформой».

2 сентября 2015 | 16:00

Ближневосточное досье: проблемы сирийского урегулирования в августе 2015

Россия прикладывает огромные усилия для урегулирования кризиса в Сирии, опираясь на два главных принципа: решение конфликта должно быть реализовано мирным путем и определение будущего страны это дело исключительно сирийского народа. С этим принципиально не согласны другие международные и региональные игроки, вовлеченные в сирийский конфликт. В первую очередь, это касается монархий Залива (Саудовской Аравии и Катара), Турции и США. Несмотря на то, что все они формально согласны с необходимостью мирного урегулирования, сохранение у власти Асада для них категорически неприемлемо.

1 декабря 2014 | 08:21

Успехи и неудачи государственного строительства ЛНР и ДНР

Процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик». в целом процессы переформативания экономического и политического пространства зашли так далеко, что накопленные изменения обеспечивают некоторую устойчивость «народных республик».

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова