Ольга Ребро
Прибывшая в Мюнхен американская делегация выявила существование серьезных разногласий внутри вашингтонских элит. Кандидатура Герберта Макмастера в качестве нового советника по национальной безопасности была горячо поддержана и президентом, и конгрессменами. Очередные нововведения миграционной политики омрачили визит Тиллерсона и Келли в Мексику.
ПРЕМИУМ
24 февраля 2017 | 12:46

Дайджест внешней политики США (17-23 февраля)

1. Прибывшая в Мюнхен американская делегация постаралась заверить союзников в верности США. Однако противоречивые заявления сенаторов и вице-президента имели, скорее, обратный эффект, доказав существование серьезных разногласий внутри вашингтонских правящих элит.

2. Кандидатура Герберта Макмастера, сочетающего в себе качества военного стратега и борца с системой, в качестве нового советника по национальной безопасности была горячо поддержана и президентом, и конгрессменами. Однако его готовность не соглашаться с начальством, а также отсутствие опыта государственного управления могут стать источником проблем.

3. Очередные нововведения миграционной политики омрачили визит Тиллерсона и Келли в Мексику, которые вместо планируемого примирения были вынуждены лишь констатировать наличие серьезных противоречий.

Мюнхенская конференция по безопасности – дихотомия сообщений американской делегации

Прибывшую в Мюнхен американскую делегацию, состоящую из представителей администрации, глав министерств и межпартийной группы конгрессменов, объединяла общая цель - заверить союзников в том, что, несмотря на внутреннюю турбулентность, перекочевавшую из президентской гонки в новую администрацию, США останутся верны своим обязательствам. Однако различия в подаче этих заверений произвели, скорее, обратный эффект. «По-прежнему остается много неопределенностей, - заметил по итогам конференции министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. – В Мюнхене нашей основной задачей стало наблюдение за (представителями) США, чтобы понять, чего нам ожидать в будущем».

Сделанные заявления наглядно продемонстрировали существующий в США широкий спектр оценок международной ситуации, где по краям расположились выступивший от лица президента Майк Пенс и представлявший Конгресс сенатор Джон Маккейн, а министры заняли промежуточную позицию, склоняясь то к одному, то к другому полюсу в зависимости от обсуждавшегося вопроса.

В своем выступлении Маккейн нарисовал довольно мрачную картину текущего состояния западного мира:

«В ходе предстоящей дискуссии мы попытаемся ответить на вопрос «Сможет ли Запад выжить?». Раньше за такую формулировку вас обвинили бы в преувеличении и алармизме. Но не в этом году. Настало время отнестись к этому вопросу со всей серьезностью».

Далее Маккейн привел причины для такого беспокойства. По его мнению, в западном мире слишком много людей стали (1) отказываться от универсальных ценностей; (2) настороженно относиться к мигрантам и беженцам; (3) смешивать правду и ложь; (4) заигрывать с авторитаризмом и уравнивать его по степени моральности с западом. Хотя в речи сенатора ни разу не упоминается имя президента, нет сомнения, что все четыре пункта адресованы именно ему.

Однако, продолжил сенатор, взгляды администрации нельзя приравнивать к взглядам всей Америки:

«Я знаю, что люди Европы и всего мира глубоко обеспокоены тем, что Америка может перестать играть роль глобального лидера. Я могу говорить только за себя, но я считаю, что вы не услышите подобных заявлений из уст всех представителей американской делегации, которые удосужились прибыть в эти выходные в Мюнхен» (очередная шпилька в адрес Трампа, оставшегося в США).

«Не сбрасывайте Америку со счетов, мы должны держаться друг за друга», - призвал в заключение сенатор.

Майк Пенс тоже говорил о единстве, однако, в отличие от Маккейна, противопоставившего прошлое и настоящее, вице-президент сделал акцент на общности судеб США и Европы, союз которых должен эволюционировать вслед за меняющейся международной системой:

«Судьбы Соединенных Штатов и Европы тесно переплетены. Ваши беды являются нашими бедами. Ваши успехи являются нашими успехами, и, в конечном итоге, мы вместе вступаем в будущее. Это обещание президента Трампа: мы будем стоять плечом к плечу с Европой сегодня и каждый день».

Падение Советского Союза, по словам Пенса, не только принесло мир и процветание, но стало началом новой эры с новыми вызовами. При этом основной угрозой западной цивилизации вице-президент назвал «радикальный исламский терроризм». Позже, на совместной пресс-коференции с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, Пенс отдельно подчеркнул необходимость адаптации Альянса для борьбы с этим вызовом:

«Важно, чтобы НАТО продолжила следовать по пути эволюции и расширения своей миссии, чтобы более эффективно бороться с терроризмом».

Заверяя союзников, что США будут наращивать свою военную мощь, он отметил, что ожидает того же и от Европейских союзников. А вслед за пятой статьей Устава НАТО упомянул и третью статью, обязывающую всех членов Альянса вносить справедливый вклад в коллективную оборону. При этом Пенс остановился в шаге от предвыборных обещаний Трампа поставить обязательства США по коллективной обороне в зависимость от вносимой лепты:

«Я не могу сказать, что будет с (теми, кто не захочет платить), но я знаю, что терпение американского народа не вечно; и что президент ожидает от европейских союзников выполнения обязательств, которые мы дали друг другу, и которым американский народ оставался верен все это время».

Кроме этого, Пенс пообещал, что США продолжат «призывать Москву к ответу, несмотря на намерение найти возможности для сотрудничества», что прозвучало довольно мягко на фоне заявления сенатора Линдси Грэма (респ., Южная Каролина), также присутствовавшего на конференции: «Если вы опасаетесь, что мы не будем долго и пристально изучать действия России во время наших выборов только потому, что Трамп одержал победу, я спешу вас разуверить. 2017-й станет годом, когда Конгресс покажет России где раки зимуют» [в оригинале - «надерет России задницу» - “ 2017 is going to be a year of kicking Russian ass in Congress.”]

Министр обороны Джеймс Мэттис поддержал призыв Пенса к союзникам по НАТО увеличить расходы на оборону, однако его позиция по России («пока о военном сотрудничестве не может идти и речи») имела больше общего с сенаторами. Министр внутренней безопасности Джон Келли уделил основное внимание защите действий Трампа в области ограничения миграции перед лицом скептически настроенных союзников.

В результате, подобная дихотомия поступивших от американской делегации заявлений не только не успокоила европейцев, но заставила их сомневаться в своем «старшем союзнике». «Главное, что я вынес для себя (из Мюнхена), - беспорядок в США намного серьезнее, чем я думал», - поделился впечатлениями бывший французский дипломат, а ныне сотрудник Международного института стратегических исследований Франсуа Эйсбург.

Новый советник по национальной безопасности Герберт Раймонд Макмастер

В условиях нарастающего беспокойства по поводу дисфункции администрации, подхлестнутого увольнением Майкла Флинна, Дональду Трампу необходимо было не только быстро найти нового советника по национальной безопасности, но и убедиться, что он будет пользоваться безоговорочной поддержкой вашингтонского истеблишмента. Встретившись с несколькими кандидатами, выбор Трампа остановился на генерале-лейтенанте Герберте Раймонде Макмастере.

Кандидатура Макмастера, предложенная изначально сенатором Томом Коттоном (респ., Арканзас), стала действительно компромиссным решением. Выпускник военной академии Вест-Пойнт, участвовавший в войне в Персидском заливе и в военной кампании в Ираке, он пришелся по душе вашингтонским ястребам. Дональд Трамп остался доволен энергичностью Макмастера и его готовностью не считаться с авторитетами при отстаивании своей позиции, что дважды стоило ему присвоения звания бригадного генерала. Так, популярность Макмастеру принесла его книга «Нарушение воинского долга» (Dereliction of Duty, 1997), в которой он осудил Объединенный комитет начальников штабов за то, что тот не выступил против президента Линдона Джонсона во время войны во Вьетнаме. Позже он подверг критике администрацию Дж. Буша-мл. за то, как она начала войну в Ираке. В 2014 году он вошел в список  100 самых влиятельных людей мира, по версии журнала «Тайм», с формулировкой «выдающийся воин-мыслитель 21 века», который «неоднократно выступал против системы и выжил».

Академический подход Макмастера к военному делу роднит его с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом. Защитив докторскую диссертацию по военной истории в Университете Северной Каролины, он работал сотрудником Гуверовского института (2002-2003), а c 2006 являлся консультирующим старшим научным сотрудником (Consulting Senior Fellow) в Международном институте стратегических исследований. Изучая вопрос интегрированного политико-военного подхода к борьбе с терроризмом, повстанческими движениями, а также государственного строительства, Макмастер получил возможность применить свои теоретические выводы на практике. Его подход «зачистить, удержать и построить» стал ядром стратегии по стабилизации Ирака и Афганистана. В 2007-2008 годах Дэвид Петреус (в то время командующий Многонациональными силами в Ираке) использовал научные труды Макмастера в борьбе с партизанским движением, а в 2010 году Макмастер  возглавил рабочую группу по борьбе с коррупцией в Афганистане. После избрания Барака Обамы, Макмастер отошел от стратегии военных конфликтов и занялся вопросами модернизации армии, возглавляя в последние годы Центр интеграции боевых возможностей армии США.

В своих выступлениях и публикациях Макмастер неоднократно делился взглядами на современные международные отношения. По его мнению, после непродолжительного периода торжества демократических ценностей международная система сегодня стала возвращаться к геополитике. Данный этап будет характеризоваться стремлением «ревизионистских держав» (в первую очередь, России, Китая и Ирана) распространить свой контроль на более слабые соседние государства. Поскольку эти регионы находятся на периферии зоны влияния США, Вашингтону необходимо упрочить сотрудничество с союзниками, которые, благодаря американской поддержке, смогут противостоять этому натиску. При этом основной задачей США в этот период станет не участие в конфликтах, а их предотвращение. Для этого, по словам Макмастера, США должны продемонстрировать государствам-ревизионистам, что их желание получить контроль обернется большими потерями, т.е. Америке необходимо обладать ресурсами и быть готовой их применить. При этом, однако, Макмастер подчеркивает, что необходим комплексный подход в отношении противника, сочетающий, помимо военной силы, политическое давление.

Недоверие Макмастера в отношении России (а по сообщениям «Политико», в 2016 году он возглавлял правительственную комиссию, занимавшуюся разработкой мер по противостоянию российской угрозе) противоречит планам Трампа попытаться наладить конструктивные отношения с Москвой. Поясняя будущее взаимодействие внутри администрации по этому вопросу, пресс-секретарь Белого дома заметил:

«В конечном итоге, решающее слово будет всегда за президентом, идет ли речь о России и каком-то другом вопросе. Вы правы, когда говорите, что (президент) хочет заключить соглашение с Россией, то, что пытались сделать последние несколько администраций. Но если это не получится, то и не будет никакого соглашения. Но он попытается».

Помимо возможных разногласий с президентом, вызывает сомнение отсутствие у Макмастера опыта руководства большими правительственными учреждениями, что, однако, может компенсироваться хорошими личными отношениями с многочисленными военными в окружении Трампа, координация работы которых при выработке стратегии национальной безопасности станет его главной задачей.

Визит примирения в Мексику

В среду госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр внутренней безопасности Джон Келли прибыли в Мексику, чтобы «продолжить диалог по вопросам сотрудничества в области безопасности, миграции, экономических отношений, а также обсудить проблему границы и внешнюю политику». «Это будет тяжелая-тяжелая поездка», - заметил в четверг Дональд Трамп.

Множество противоречий в американо-мексиканских отношениях на этой неделе дополнились очередным противоречивым нововведением. Опубликованное 21 февраля разъяснение по исполнению президентского указа, среди прочего, предписало транспортировать всех (не только мексиканских) нелегальных мигрантов на территорию Мексики, незамедлительно приступить к строительству стены, а также провести ревизию «необычайно высокой» двусторонней помощи. Министр иностранных дел Мексики Луис Видегарай на следующий день ответил категорическим отказом признавать односторонние действия своего соседа, а также, в случае необходимости, пригрозил обращением в ООН для защиты прав мексиканских мигрантов. Дональд Трамп, в свою очередь, назвал высылку нелегальных мигрантов «военной операцией» и добавил:

«Впервые мы начали избавляться от гангстеров, главарей наркокартелей, этих плохих парней, и делаем мы это с невиданной скоростью».

Подобные заявления заметно осложнили задачу Тиллерсона и Келли, которых мексиканцы встретили с гневными (и не всегда цензурными) транспарантами. Противореча словами президента, Джон Келли в четверг поспешил заверить:

«Сейчас я хочу, чтобы вы все внимательно меня послушали, потому что часто пресса искажает истинный смысл. Я хочу, чтобы все себе уяснили. Не будет никакой, повторяю, никакой массовой депортации. Все действия министерства будут совершаться легально и с соблюдением прав человека. При этом мы будем тесно координировать наши действия с правительством Мексики. И послушайте вот еще что: мы не будем, повторяю, не будем использовать военную силу в этих операциях. Совсем. Если хотя бы половина из вас меня сейчас услышала, уже хорошо».

Тиллерсон и Келли, как и их мексиканские партнеры, выступая на совместной пресс-конференции по итогам визита, признали существующие противоречия и пообещали решать их путем диалога. «Мексиканцы сильно обеспокоены, они раздражены действиями США», - откровенно признался Видегарай. «Когда отношения наполнены множеством ярких красок, две сильные суверенные страны время от времени могут не соглашаться», - дипломатично ушел от ответа Тиллерсон.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ «Политика»

4 сентября 2015 | 18:33

Дайджест внешней политики США за неделю (28 августа - 3 сентября)

Проблемы безопасности в Арктике трактуются политическими и экспертными кругами США по-разному: пока представители первых рассуждают о том, как противостоять агрессивным действиям России в этом регионе, вторые призывают не совершать ошибки неверной трактовки росийской политики. Параллельно с этим, Обаме удалось обеспечить достаточное количество голосов для поддержки своего вето по принятию ядерной сделки с Ираном на случай, если Конгресс на следующей неделе проголосует против. Тем временем, в США растет число государственных чиновников, отказывающихся подчиниться недавно принятому в стране закону об однополых браках, что вызывает бурные споры.

14 ноября 2014 | 13:00

Документ дня: «О приоритетах польской дипломатии»

Поскольку в экономической сфере евроинтеграция не дает ясных положительных перспектив, Варшава стремится искать политический выход из положения. Для Гжегожа Схетины это, прежде всего, - необходимость сплочения перед лицом внешней угрозы.

6 мая 2016 | 19:33

Дайджест внешней политики США за неделю (29 апреля-5 мая)

Несмотря на ряд сохраняющихся противоречий, Москва и Вашингтон смогли найти общий знаменатель по сирийской проблеме, что превратило Россию в риторике США из разжигателя конфликта в партнера по его разрешению. Очередной дефолт Пуэрто-Рико послужил напоминанием о необходимости разрешения вопроса о юридическом статусе этой «неинкорпорированной территории». Во вторник Дональд Трамп стал «предполагаемым» кандидатом от республиканской партии, чье руководство взялось за непростую задачу по сплочению своих рядов для победы над Хиллари Клинтон в ноябре.

6 ноября 2015 | 23:24

Дайджест внешней политики США за неделю (30 октября-4 ноября)

На прошедшей неделе состоялся визит Госсекретаря США в страны Центральной Азии, смысл которого, по большому счету, сводился к тому, чтобы напомнить руководствам центрально-азиатских республик о том, что Вашингтон о них не забыл. Западное военное сообщество почувствовало реальную возможность затормозить процесс снижения американского военного бюджета. Кроме того, на повестке дня вновь появился вопрос об уровне секретности американской программы по использованию беспилотников.

Дайте нам знать, что Вы думаете об этом

Досье
23 января 2015 | 18:00
20 января 2015 | 15:00
28 декабря 2014 | 00:33
26 декабря 2014 | 15:00
22 декабря 2014 | 23:01
17 декабря 2014 | 20:00
12 декабря 2014 | 14:00
17 ноября 2014 | 09:00
Следующая Предыдущая
 
Подпишитесь на нашу рассылку
Не показывать снова