Спустя несколько недель после окончания голосования на выборах президента США продолжаются дискуссии о том, почему кандидату от Республиканской партии Дональду Трампу удалось одержать победу над Хиллари Клинтон, являвшейся, согласно опросам, явным фаворитом. 19 декабря агентство «Минченко Консалтинг» опубликовало доклад «Аутопсия кампании Хиллари: как победил Трамп. Политтехнологический анализ выборов президента США», в котором на основании анализа большого объема открытых данных делаются выводы о причинах неожиданного для многих успеха Дональда Трампа.
В своем докладе авторы доказательно оспаривают ряд ошибочных утверждений о причинах, благодаря которым выборы президента закончились с таким результатом.
Во-первых, авторы выступают против переоценки фактора Big Data в предвыборной кампании Трампа, на чем настаивало швейцарское издание Das Magazin. Аналогичную работу, не меньшую по объему, проводили и в штабе демократов, в то время как в штабе у Трампа вообще не обращались к Big Data на этапе праймериз. К тому же, большая часть электората Трампа, которая обеспечила высокую явку и множество голосов – белые мужчины без высшего образования, проживающие в сельской местности, не являются активными пользователями интернета и социальных сетей.
Во-вторых, в докладе реабилитируются социологи, которых критиковали на недостоверность прогнозов. Как показала общая статистика голосования, Клинтон действительно набрала на 2 миллиона больше голосов избирателей, чем Трамп. Ошибка произошла на стадии интерпретации данных, в ходе которой эксперты не смогли оценить фактор скрытой поддержки миллиардера.
В-третьих, оспаривается значительное число мифов вокруг особенностей голосования среди различных групп американского населения. В качестве примера можно привести утверждение, что поражение Клинтон в ряде округов было вызвано низкой явкой афроамериканцев. На самом деле, проблема заключается в самом характере голосования этой группы населения – Клинтон получила на 7% меньше голосов афроамериканцев, чем Барак Обама.
В целом авторы доклада склонны полагать, что штаб Клинтон серьезно переоценил поддержку своего кандидата среди американских меньшинств. Вследствие этого были плохо проанализированы их реальные запросы и мотивация, что драматически снизило уровень поддержки. Напротив, команде Трампа удалось отойти от представления о меньшинствах, в первую очередь, латиноамериканцев, как о чем-то монолитным и выстроить для них четкую и актуальную программу. Например, удалось завоевать поддержку тех латиноамериканцев, которые пребывали в США на законных основаниях и во многом разделяли антимигрантский посыл Трампа, или религиозных представителей афроамериканцев, поддержавших консервативную риторику.
Обобщая основные факторы, определившие, по мнению авторов доклада, победу Дональда Трампа на выборах, можно сказать, что республиканцам удалось мобилизовать новые группы избирателей (сельское население, легальные иммигранты), обеспечить поддержку со стороны электората демократов (белые женщины, «синие воротнички» депрессивных штатов) и разработать для них ясные и привлекательные предложения. Штаб Клинтон с самого начала имел необоснованно оптимистичные представления о поддержке своего кандидата, вследствие чего отнесся к реальным проблемам избирателей формально-отстраненно. Трамп активно шел на контакт и с прессой, и с народом, проводя эмоционально заряженные встречи со своими сторонниками и отвечая на любую критику. В глазах многих людей он стал человеком, который, несмотря на кажущуюся поверхностность и скандальность, реально хочет разобраться в волнующих их проблемах, в отличие от холодной и отрешенной Клинтон.
Активная и полная скандалов кампания Трампа была не столько следствием работы его штаба и приглашенных политтехнологов, сколько отражением его собственного противоречивого характера и стиля мышления. Это и сделало его образ предельно живым и близким для многих избирателей, обеспечивших в итоге ему победу.
Несмотря на имеющиеся разногласия, шансы на успешное завершение переговоров достаточно велики. Для Обамы, который пошел на конфликт с Конгрессом ради этого соглашения, оно может стать важнейшей дипломатической победой. А вот для президента Хасана Рухани и его министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа заключение соглашения вообще является вопросом политического выживания.
В Европе снова заговорили о создании русскоязычных СМИ, которые бы отвечали на «российскую пропаганду». Так, 20 марта председатель Евросовета Дональд Туск заявил о необходимости «бросить вызов продолжающейся российской кампании по дезинформации общественности по поводу конфликта на Украине». Эту идею поддержал главком силами НАТО в Европе Филип Бридлав. Правда, конкретных решений, кто именно и как будет противостоять российским медиа, пока нет.
За 20 лет в работе ПАСЕ приняло участие 193 российских парламентария. За это время стороны диалога привыкли друг к другу — россияне к тому, что европейцы помешаны на правах человека и плохо понимают постсоветское пространство, а европейцы к тому, что россиян невозможно вывести из равновесия критическими тирадами.
Ряд штатов Мексики оказался под властью наркокартелей. У властей нет ни ресурсов, ни политической воли для возврата контроля над страной.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.