1. Пока количество жертв и масштабы причиненного ущерба в результате урагана «Харви» продолжают расти, американские эксперты задались вопросом о влиянии произошедшего на международные цены на нефть, а американские политики уже начали взаимные атаки в преддверие голосования по выделению дополнительных средств на восстановление затопленных территорий.
2. Введенные против Венесуэлы финансовые санкции, хоть и приближают крах экономики страны, оказались более мягкими, чем ожидалось на фоне эскалации риторики американского руководства.
3. Первый за 15 лет рабочий визит финского президента в Вашингтон для встречи с американским коллегой заставил экспертов, опрошенных финскими СМИ, искать причины столь неожиданного всплеска интереса к такой «маленькой и безобидной стране».
Политические и экономические последствия урагана «Харви»
На протяжении неделе все внимание в США было приковано к Техасу, где в ночь на 26 августа сильнейший за последние 12 лет ураган «Харви» обрушился на побережье Мексиканского залива, продвинулся вглубь континента, затем вернулся, принеся с собой рекордное количество осадков. Продолжавшиеся несколько дней дожди привели к переполнению водохранилищ в районе Хьюстона, после чего местные власти, чтобы избежать прорыва дамбы, приняли решение открыть шлюзы. Это, в свою очередь, вызвало резкий скачок уровня воды, что застало врасплох местных жителей, решивших переждать ураган в домах. В четверг дождь прекратился, но появились сообщения о взрывах на химическом заводе в Кросби. Тогда же полиция и медицинские работники начали обход затопленных районов, который позволит оценить количество жертв и размер нанесенного ущерба.
Однако уже сегодня эксперты говорят о серьезном ударе по нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслям американской экономики. В рамках подготовки к надвигающемуся урагану были остановлены более 20% добывающих мощностей в Мексиканском заливе. По меньшей мере, четыре морских терминала прекратили прием нефтяных танкеров, которые были выведены в открытое море. На регион побережья Мексиканского залива приходится 45% нефтеперерабатывающих мощностей США, половина которых оказалась в зоне затопления и была остановлена (включая крупные предприятия, принадлежащие компаниям «Эксон» и «Шелл»). Функционирование другой половины было подорвано закрытием автострад, что затруднило перемещение сотрудников и грузоперевозки, а также многочисленными случаями поломки водонапорных установок.
Старшие научные сотрудники Центра стратегических и международных исследований Франк Веррасто и Адам Сиемински предупреждают, что восстановление займет недели, а последствия произошедшего американцы и мир в целом начнут испытывать в ближайшие дни. До сих пор сокращение мощностей в Техасе компенсировалось поставками существующих запасов, по мере исчерпания которых цены на бензин начнут расти по всей стране. Учитывая растущую роль США в качестве экспортера сырой нефти и нефтепродуктов, продолжают эксперты, следовало бы ожидать роста и мировых цен. Этого, однако, не произошло (а по мнению некоторых может и не произойти вообще), так как трейдеры пока отдают приоритет сокращению спроса в результате остановки нефтеперерабатывающих мощностей США, а не сокращению американских поставок сырой нефти.
Помимо экономических последствий, ураган «Харви» может вызвать очередную политическую бурю в Вашингтоне. На следующей неделе из отпуска вернутся законодатели, и первым пунктом повестки дня станет выделение дополнительных средств на восстановление затопленных территорий, к чему уже призвали техасские сенаторы-республиканцы Тед Круз и Джон Корнин. Однако эти же сенаторы, как и около двадцати членов палаты представителей из Техаса, в 2013 году проголосовали против аналогичного законопроекта для Нью-Йорка, пострадавшего в результате урагана «Сэнди», о чем поспешил напомнить нью-йоркский законодатель Питер Кинг. В свою защиту Круз и Корнин заявили, что голосовали не против помощи пострадавшим от урагана, а против прикрепленных к законопроекту других статей финансирования, не имеющих ничего общего с ураганом. На этом фоне вспомнили и «прошлые заслуги» вице-президента Майка Пенса. В 2005 году, после урагана «Катрина», Пенс, являясь конгрессменом из Индианы, возглавил группу консервативных республиканцев, потребовавших компенсировать выделение средств на восстановление резким сокращением других статей бюджета, то есть воспользоваться катастрофой для продвижения собственной политической повестки дня.
Санкции в отношении Венесуэлы
25 августа Белый дом сообщил об ужесточении санкционного режима в отношении Венесуэлы. От персональных санкций Вашингтон перешел к финансовым мерам, ограничив сделки с агентами, связанными с госпредприятиями Венесуэлы, а также запретив американским компаниям вкладывать в новые ценные бумаги, выпускаемые Каракасом, и принимать в залог правительственные долговые обязательства. По сравнению с риторикой руководства США (в какой-то момент Дональд Трамп даже упомянул возможность военной интервенции, что вызвало резкую реакцию со стороны латиноамериканских правительств), введенные санкции стали довольно мягким ответом на «разворачивающееся на наших глазах трагическое укрепление тирании».
Множество оговорок, содержащихся в указе о санкциях, Белый дом объяснил необходимостью снизить ущерб для американских предприятий, а также желанием не причинять вреда венесуэльскому народу. Так, санкции не распространяются на большинство коммерческих сделок, включая экспорт американской нефти в Венесуэлу и гуманитарные товары. Ограничения практически не коснутся и оперирующей в США венесуэльской государственной нефтеперерабатывающей компании «Ситго» (Citgo): единственным нововведением станет запрет на прямые переводы прибыли правительству Венесуэлы.
Влияние санкций будет мало заметно и на фоне плачевного состояния экономики Венесуэлы, которая с 2014 года сократилась на 35%. Финансовые и политические проблемы Каракаса уже свели до минимума количество желающих предоставлять кредиты, а оставшиеся партнеры (например, «Голдман Сакс») заключали «грабительские» сделки, которые позволяли стране держаться на плаву, но усугубляли экономический кризис. Новые санкции запрещают даже такие транзакции, в результате чего эксперты предсказывают дефолт Венесуэлы в течение года, если «кто-нибудь, например Россия или Китай, не решат предоставить заем по политическим причинам».
С одной стороны, воздержаться от более решительных мер администрацию призвали конгрессмены, представляющие штаты на побережье Мексиканского залива, где расположено большинство нефтеперерабатывающих предприятий. Ориентированные на импорт тяжелой венесуэльской нефти, требующей специального оборудования, эти компании не смогли бы быстро перестроиться, поэтому ограничение поставок вызвало бы резкий скачок цен на бензин, а также сокращение рабочих мест. С другой стороны, против ужесточения давления на Венесуэлу активно выступал Госдепартамент (а именно – правая рука Тиллерсона Том Шэннон), призывая сохранить дипломатические каналы с венесуэльским режимом, который, как бы этого ни хотелось администрации, «не рухнет и не исчезнет в одночасье».
Официальный Каракас, в свою очередь, использовал действия США в качестве предлога для начала судебного преследования лидеров оппозиции, призывавших к введению санкций, а также, как заметила газета «Вашингтон пост», решил «потроллить американское правительство добрыми делами», предложив помощь в 5 млн. долл. для преодоления последствий урагана.
Визит президента Финляндии в Вашингтон
Встреча Дональда Трампа со своим финским коллегой Саули Ниинисте, состоявшаяся 28 августа, продемонстрировала необычный всплеск интереса со стороны Вашингтона в отношении Финляндии. Несмотря на традиционно дружественные американо-финские отношения, двусторонние контакты между президентами происходят не так часто: последняя такая встреча (Тарьи Халонен и Джорджа Буша, мл.) состоялась в 2002 году.
«Получить приглашение посетить Белый дом является едва ли ни одной из самых трудных задач в мире, - писали накануне визита удивленные финские журналисты новостного агентства «Юле». – Особенно, когда речь идет о такой маленькой и безобидной стране, как Финляндия». А газета «Аамулехти» заключила: «Все опрошенные нами эксперты признались, что не знают, зачем Трамп захотел увидеть Ниинисте».
Наиболее распространенной версией стала заинтересованность Вашингтона в финском опыте выстраивания отношений с Москвой. «Соединенные Штаты заинтересованы в способности Финляндии вести конструктивный диалог с Россией, но при этом смотреть на вещи реалистично и укреплять свою обороноспособность», - заметил старший научный сотрудник Финского института международных отношений Чарли Салониус-Пастернак.
России, действительно, было уделено довольно много внимания на совместной пресс-конференции президентов по итогам визита. «Россия уважает Финляндию, - подчеркнул Дональд Трамп. – Финляндия является одной из немногих стран региона, которая уже 100 лет ведет независимую от России политику. Я надеюсь, что и Соединенные Штаты однажды тоже смогут наладить хорошие отношения с Россией». В ответ на это Ниинисте дважды повторил, что «не собирается выступать в качестве советника» по России, хотя еще весной он предложил провести первую встречу Трампа и Путина именно в Финляндии.
Эксперт Центра стратегических и международных исследований Джеффри Ратке, однако, отметил, что «хотя США и считают важным знание финского президента о России, Вашингтону не требуется посредник в диалоге с Москвой». Эту мысль поддержала его коллега Хитер Конли, предположив, что в центре внимания президентов будет не налаживание отношений с Москвой, а, наоборот, подготовка совместного ответа на проводимые Россией военные учения. Пресс-конференция подтвердила и эту версию: Ниинисте подчеркнул, что ранее выражал обеспокоенность учениями в личном разговоре с Владимиром Путиным, а Трамп отметил, что США «чувствуют себя обязанными в случае необходимости защищать» регион Северной Европы.
Многие эксперты, делая прогнозы, не оставили без внимания и стремление новой администрации «заключать сделки». «Мы продадим вам истребители, вы продадите нам ледоколы, и все останутся в выигрыше», - не без иронии заметила Конли. Дональд Трамп, действительно, остановился на «превосходных» американских истребителях F-18, ошибочно заметив, что Финляндия «покупает их в больших количествах», хотя окончательное решение о покупке еще не принято. Позже финский министр иностранных дел Тимо Соини выразил уверенность, что это была не оговорка, а тактический бизнес-прием, чтобы улучшить шансы американской компании «Боинг», конкурирующей за получение заказа с четырьмя другими предприятиями.
Наконец, учитывая председательство Финляндии в Арктическом Совете, большой частью повестки дня стали вопросы экологии. Ниинисте подробно рассказал американским журналистам о своей инициативе по сокращению загрязнения в Арктике (отметив при этом, что данная область может стать отличным поводом для сотрудничества с Россией), на что Дональд Трамп коротко заметил:
«Мы хотим, чтобы вода была кристально чистой, и воздух был наичистейшим. Это очень важно. В этом вопросе мы достигли полного взаимопонимания».
7 ноября агентство «Внешняя политика» презентует в Москве аналитический доклад «Следующий президент США: профессиональные профили Хиллари Клинтон и Дональда Трампа». Доклад подготовлен на основе методологии американского политолога Фреда Гринстайна и призван дать оценку основных параметров психологической и профессиональной компетентности обоих кандидатов, а также выдвинуть предположения о будущей внешнеполитической платформе и внутриполитическом контексте правления.
Если Россия в ответ на атаку российского самолета собьет турецкий или же пойдет на крайние меры и нанесет ракетный удар по позициям турецких ПВО, то повод будет еще более очевидным. Вот только вопрос в том, воспользуется ли им Турция, ведь ее вторжение в Сирию может привести к полномасштабной войне с Россией. И, самое главное, позволит ли НАТО совершить турецким властям еще одну провокацию, которая поставит не только Турцию, но и весь Альянс на грань конфликта с ядерной державой?
Июньские выборы отчетливо продемонстрировали, что турецкая политическая действительность изменилась. Уже нельзя примитивно делить электорат на светских и исламистов, а ДПН соотносить исключительно с курдами. В связи с тем, что разграничительные линии между партиями становятся все более размытыми, возникает более сложная политическая реальность, когда электорат оказывается чрезвычайно мобильным.
Мы живем в период стратегической неопределенности. Созданная после Второй мировой войны система, в которой США были и экономическим мотором, и международным арбитром, постепенно отходит в небытие.