Внешнеполитическая риторика Дональда Трампа и в ходе президентской гонки, и после её завершения отводила значительное место американо-китайским отношениям. Для 45-го американского президента КНР вновь стала ведущим оппонентом США и главной угрозой для американского лидерства. Неудивительно, что официальный Пекин отметился довольно сдержанным поздравлением новоизбранному президенту США, озвучив пожелание, что новая республиканская администрация будет «объективно рассматривать торгово-экономические отношения» между двумя странами.
Для китайских элит Хиллари Клинтон представлялась более предпочтительным кандидатом на пост американского президента. Несмотря на все противоречия между США и КНР, администрация Барака Обамы в целом избегала конфликтных ситуаций с Пекином, грозящих реальным обострением двусторонних отношений. В спике основных угроз для США, озвученных Обамой, присутствовавали вирус Эбола и ИГИЛ, но не усиливающийся Китай. Приход в Белый дом Хиллари Клинтон означал бы континуитет этой политики.
В понимании Трампа экономическое доминирование Китая является едва ли не главной внешней угрозой благополучию США. Миллиардер анонсировал комплекс мер, которые способны серьезно отразиться на экономике Поднебесной. В первую очередь, речь идет о жестких протекционистских мерах против КНР, таких как введение 45-процентного тарифа на китайские товары. На сегодняшний день Трамп не изменил приверженности данному предвыборному обещанию.
Для России будет важно правильно отреагировать на новую американскую систему приоритетов в сфере национальной безопасности, которая может сформироваться при президенте Трампе и в которой основной угрозой будет уже не Россия. Москве важно найти точки входа в формируемую Трампом систему и подобрать к ним правильные подходы. Успешность подобных усилий будет определяться эффективностью встречных шагов со стороны Кремля. Рассуждая о возможных действиях российского руководства, аналитик агентства «Внешняя политика» Максим Сучков заявляет:
«Прежде всего, необходимо снизить уровень антиамериканской риторики и бытового антиамериканизма, в диалоге с представителями США сфокусироваться на угрозах, представляющих взаимный интерес, убедить американцев в том, что сотрудничество с Россией им выгодно. Если новая администрация США будет более восприимчива к таким сигналам со стороны Москвы и в большей мере будет концентрироваться на поиске новых возможностей для Америки, осмысленное сдерживание Китая станет для Дональда Трампа гораздо более актуальной задачей, чем противостояние с Россией».
Трамп позиционирует себя в качестве прагматика, для которого главным критерием успешности той или иной «сделки» на международной арене будет её соответствие реальным интересам США, а не идеологическим выкладкам. Именно этот прагматизм с высокой долей вероятности может стать той «точкой входа», которая позволит России выстраивать с новым американским руководством эффективные договоренности. И, безусловно, подобная политика не должна наносить ущерб накопленному за последние годы положительному опыту российско-китайских отношений.
Ключевым пунктом новой платформы является представление о России как о государстве-цивилизации. Как многонациональная страна Россия не может делать ставку на этническую или религиозную идентичность большинства, которое составляют православные русские.
Считается, что арабский и мусульманский мир безусловно занимает сторону жителей Газы, подвергшихся израильской агрессии. Но сложившаяся вокруг Газы ситуация сложнее. Военная цель Израиля и политический представитель Сектора Газа – движение Хамас – не пользуется безусловной поддержкой арабского сообщества.
Диалог Москвы и Эр-Рияда никогда не отличался особой теплотой и взаимным доверием. Однако состоявшаяся недавно встреча представителей правительства Королевства Саудовская Аравия с российскими коллегами и президентом Владимиром Путиным завершилась относительным успехом. Она проходила в сложный для обеих стран момент, и какого-либо прорыва в двусторонних отношений пока ждать не стоит.
В регионе сформировались две позиции в отношении России - весьма жесткая польская, разделяемая прибалтийскими государствами и компромиссная венгерская, чешская и словацкая. Эти страны не используют в политической риторике тему потенциальной российской агрессии не потому, что находятся в иных условиях. Различие состоит в том, что они опасаются, что могут стать конфликтным лимитрофом, а Польша, наоборот, к этому стремится.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.