Впервые за десятилетие, прошедшее с момента первого в новом столетии кризиса доверия между Берлином и Вашингтоном по поводу вторжения в Ирак, две союзные страны вновь оказались на грани серьезного дипломатического конфликта. Его разрастание порождает вопросы относительно будущего американо-германских и трансатлантических отношений. Недовольство в ФРГ вызывает не только факт шпионажа со стороны государства союзника – США, но и само положение Германии, традиционно играющей в НАТО второстепенную роль. На этом фоне государственные деятели Германии преисполнены амбициозных планов по активизации внешней политики и упрочению роли страны в быстро меняющемся мире.
Скандал серьезно усилил антиамериканские настроения в германском обществе. Согласно опросу общественного мнения, проведенному еженедельником Der Spiegel, 57% немецких респондентов высказались «за большую самостоятельность» Германии от США в вопросах внешней и оборонной политики. 69% опрошенных заявили о том, что их доверие к альянсу с США отныне подорвано. Недовольство вскрывшимися фактами разделяет и политическая элита Германии, известная своей проатлантической ориентацией. Речь заходит даже о применении уголовного права к тем представителям американской разведки, которые вели деятельность на территории Германии и не имеют дипломатического иммунитета.
С одной стороны может показаться, что поведение США вовсе не идет вразрез с политическими реалиями и для сверхдержавы, пытающейся сохранить гегемонию, широкий размах разведдеятельности должен быть нормой. Обыкновенно факты шпионажа не придают широкой огласке, а уличенные лица просто высылаются из страны. Однако сейчас Германия нагнетает ситуацию - шпионский скандал продолжается с осени 2013 года и разгорается со все большей силой. В чем же причины этого?
В начале июля 2014 года Европа проходит через запланированные процедуры ротации политиков. Уже назначен новый глава еврокомиссии, на очереди выборы нового шефа европейской дипломатии и т.д. Очевидно, что европейскую политику в скорой перспективе ждут серьезные метаморфозы, особенно назревшие в безопасности и внешней политике. Германия рассчитывает занять в этих сферах ведущую роль, но при этом не хотела бы настораживать своих европейских соседей. В данном контексте разоблачение американского шпионажа в Европе выгодно Германии. Это позволит сформировать повестку дня развития европейских институтов, лидерство в которых де факто будет принадлежать Германии.
Растущий в Европе антиамериканизм, с одной стороны, выглядит востребованным. С другой стороны – вполне очевидна его конъюнктурная основа. На уровне взаимодействия элит он представляет собой шантаж в смеси с обидой за перенос внимания США на тихоокеанский регион.
Деструктивные последствия скандала, при наличии соответствующей воли со стороны Белого Дома и Ведомства Федерального Канцлера могут быть с преодолены. Послевоенная история американо-европейских отношений изобилует различными «кризисами доверия». В их преодолении США и их европейские союзники (в том числе Германия) накопили достаточный опыт.
Предстоящие большие проекты, наподобие Трансатлантического торгового инвестиционного партнерства, подтверждают сохранение устойчивой взаимозависимости США и ЕС. Она объективно подталкивает Вашингтон и Берлин не только к экономическим, но и к политическим компромиссам.
Однако Евро-Атлантика XXI века не выглядит столь монолитным образованием, каким она была еще два десятилетия назад. В нарождающемся полицентричном мире гибких союзов и коалиций США и их немецкие союзники располагают широкими возможностями не оглядываться друг на друга в поисках слов одобрения и поддержки.
Общий тренд событий 2014 года в Юго-Восточной Азии поставил вопрос о стабильности поступательного экономического развития некоторых стран региона и заявленной продемократической ориентации как внутри АСЕАН, согласно уставу 2008 года, так и в отдельных государствах.
США все еще рассчитывают на благоприятный исход в Ираке. Основные усилия будут брошены на обеспечение безопасности Иракского Курдистана как возможного источника стабилизации ситуации и единственной силы, способной реально бороться с Исламским государством.
С точки зрения Кремля, в условиях резкого ухудшения отношений РФ и ЕС действия Беларуси по снятию напряженности с Европой будут политически нецелесообразными. Но вряд ли до проведения президентских выборов тактика Минска изменится, поскольку для действующего режима важнее воспроизводство, которое можно обеспечить в том числе за счет внешнеполитического балансирования. То есть белорусский лидер не стремится к сокращению возможностей для сохранения статус-кво.
Оживление дискуссии по данному вопросу свидетельствует об усилении позиций сторонников более конфронтационной политики в отношении России как среди внешних критиков Белого дома, так и в самом правительстве. Среди причин - январское обострение ситуации на юго-востоке Украины, по мнению критиков, демонстрирующее неэффективность политики Обамы, а также внутриполитическая игра накануне начала предвыборной президентской гонки.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.