Барак Обама 10 сентября заявил о готовности расширить контртеррористическую операцию с участием ВВС США с подконтрольных ИГ иракских территорий – на сирийские. Госсекретарь Джон Керри 11 сентября направился в Джедду (Саудовская Аравия) для встречи с представителями 10 арабских государств в целях мобилизации региональных сил к участию в международной коалиции. На следующий день, Керри посетил Анкару, а 13 сентября в Каире встретился с египетским президентом. Как и ожидалось, декларируемая решимость Вашингтона в противостоянии исламистскому радикализму в лице ИГ была поддержана региональными партнерами США. Результатом встречи 11 сентября стало совместное заявление ее участников о «приверженности борьбы со всеми формами терроризма» и намерении «совместно действовать во всех направлениях военной кампании против ИГИЛ».
Между тем, со стороны ближневосточных участников контртеррористической коалиции заметна предусмотрительная сдержанность касательно непосредственной борьбы с исламистами. Так, ряд членов иорданского парламента призвали свое руководство отказаться от участия в кампании.
«Это не наша война. Мы категорически против любого участия в ней», - гласит призыв иорданских парламентариев.
Турция, в свою очередь, заявила о намерении сконцентрироваться на гуманитарном аспекте борьбы с исламистами и отказалась участвовать в каких-либо военных действиях против исламистов. Египет также, по всей вероятности, не намерен активно вовлекать свою армию в войну с ИГ: не следует забывать о натянутых с приходом Сиси отношениях между Каиром и Вашингтоном, а также внутренних проблемах египетского государства, которые руководство страны считает приоритетными.
ИГ представляет серьезную угрозу для безопасности ближневосточных государств. Однако понимание того, что военно-воздушная операция не решит проблему, расширяющего свою трансрегиональную поддержку со стороны исламистских группировок, присутствует и в США, и на Ближнем Востоке. Энтузиазм Белого дома в формировании контртеррористической коалиции, в этой связи, выглядит все больше, как имиджевая кампания, а региональные лидеры, находящиеся в эпицентре событий, не могут не опасаться последствий ударной волны от активных боевых действий против исламистов.
Среди ближневосточных участников контртеррористической коалиции США: монархии Залива не располагают военной мощью; обладающие таковой Ирак и Египет больше нацелены не на региональное, а на внутреннее противостояние исламистам. Для Турции ИГ в настоящий момент скорее потенциальная, чем насущная угроза. При этом Иран и Сирия, также имеющие военную силу и заинтересованность в этой борьбе, исключены Вашингтоном из числа партнеров. В сложившихся условиях привыкшие полагаться на помощь США арабские лидеры не прочь переложить ответственность в решении проблемы с ИГ на американцев, ослабив позиции исламистов и одновременно получив повод обвинить в неизбежно негативных последствиях контртеррористической кампании Белый дом – тем самым оправдав себя в глазах анти-американски настроенной арабской «улицы».
Попытка вытеснить из переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха одного из заинтересованных гарантов мира – Россию – может создать в Баку ощущение, что западные державы с пониманием отнесутся к попытке Азербайджана резко изменить статус-кво в свою пользу.
Идея формирования «власти национального согласия» вписывается Саргсяном в контекст конституционной реформы, практическая реализация которой стартовала в 2015 году. Между тем, сами изменения Основного закона являются в сегодняшних условиях одной из причин роста протестных настроений. Помимо конституционных поправок армянские избиратели недовольны многим. Но реформы Конституции видятся многим в качестве инструмента для пролонгации пребывания во власти Сержа Саргсяна и его команды.
Ас-Сиси использовал разлад с Вашингтоном после свержения Мурси, играя на популярных антиамериканских настроениях в египетском обществе. После приостановки американской и катарской помощи Египту, особенно по линии военно-технического сотрудничества, Египет заметно активизировал контакты с Россией.
Поскольку Кэмерон принял на себя всю ответственность и подал в отставку, решение всех этих задач легло на плечи следующего премьера. Кандидатов было достаточно, однако битва за посты лидера Консервативной партии и премьер-министра Великобритании, которую предсказывал ряд британских аналитиков, не состоялась. Все они потихоньку самоустранились.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.