Барак Обама 10 сентября заявил о готовности расширить контртеррористическую операцию с участием ВВС США с подконтрольных ИГ иракских территорий – на сирийские. Госсекретарь Джон Керри 11 сентября направился в Джедду (Саудовская Аравия) для встречи с представителями 10 арабских государств в целях мобилизации региональных сил к участию в международной коалиции. На следующий день, Керри посетил Анкару, а 13 сентября в Каире встретился с египетским президентом. Как и ожидалось, декларируемая решимость Вашингтона в противостоянии исламистскому радикализму в лице ИГ была поддержана региональными партнерами США. Результатом встречи 11 сентября стало совместное заявление ее участников о «приверженности борьбы со всеми формами терроризма» и намерении «совместно действовать во всех направлениях военной кампании против ИГИЛ».
Между тем, со стороны ближневосточных участников контртеррористической коалиции заметна предусмотрительная сдержанность касательно непосредственной борьбы с исламистами. Так, ряд членов иорданского парламента призвали свое руководство отказаться от участия в кампании.
«Это не наша война. Мы категорически против любого участия в ней», - гласит призыв иорданских парламентариев.
Турция, в свою очередь, заявила о намерении сконцентрироваться на гуманитарном аспекте борьбы с исламистами и отказалась участвовать в каких-либо военных действиях против исламистов. Египет также, по всей вероятности, не намерен активно вовлекать свою армию в войну с ИГ: не следует забывать о натянутых с приходом Сиси отношениях между Каиром и Вашингтоном, а также внутренних проблемах египетского государства, которые руководство страны считает приоритетными.
ИГ представляет серьезную угрозу для безопасности ближневосточных государств. Однако понимание того, что военно-воздушная операция не решит проблему, расширяющего свою трансрегиональную поддержку со стороны исламистских группировок, присутствует и в США, и на Ближнем Востоке. Энтузиазм Белого дома в формировании контртеррористической коалиции, в этой связи, выглядит все больше, как имиджевая кампания, а региональные лидеры, находящиеся в эпицентре событий, не могут не опасаться последствий ударной волны от активных боевых действий против исламистов.
Среди ближневосточных участников контртеррористической коалиции США: монархии Залива не располагают военной мощью; обладающие таковой Ирак и Египет больше нацелены не на региональное, а на внутреннее противостояние исламистам. Для Турции ИГ в настоящий момент скорее потенциальная, чем насущная угроза. При этом Иран и Сирия, также имеющие военную силу и заинтересованность в этой борьбе, исключены Вашингтоном из числа партнеров. В сложившихся условиях привыкшие полагаться на помощь США арабские лидеры не прочь переложить ответственность в решении проблемы с ИГ на американцев, ослабив позиции исламистов и одновременно получив повод обвинить в неизбежно негативных последствиях контртеррористической кампании Белый дом – тем самым оправдав себя в глазах анти-американски настроенной арабской «улицы».
Шанс выбить демократов из Белого дома у республиканцев вполне реальный. Последний раз одна партия удерживала президентскую власть в США на протяжении более чем восьми лет в период с 1981 по 1993 год, ознаменованный республиканским правлением Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. Однако вместе с победой на промежуточных выборах республиканцы получили и большую ответственность.
Что же касается России, то для нее углубление европейской интеграции и вывод ЕС из системного кризиса несет лишь пользу. Во-первых, Европа является крупнейшим торговым партнеров РФ, и чем стабильнее будет этот партнер, тем лучше. Во-вторых, чем сильнее Европа, тем больше надежды на то, что она будет четко следовать своим интересам (а нынешняя линия Брюсселя в направлении России – это не европейский интерес).
Прошедшие в Канаде парламентские выборы и победа на них Либеральной партии означает предстоящие изменения в американо-канадских отношениях: от решения одних проблем до возникновения противоречий - по другим. Бывший Госсекретарь США Киссинджер выразил свою точку зрения в отношении конфликта в Сирии и оптимальной, по его мнению, политики Вашингтона в отношении него: эксперт выдвигает непопулярное решение дилеммы о том, кого считать "меньшим злом" - Асада или ИГИЛ. Происходящие во внутриполитической жизни США события все более ощутимо чувствуют на себе влияние набирающей ход предвыборной гонки.
Несмотря на то, что никто в серьез не рассматривает перспективу вступления республики в Альянс, возможность создания западных баз и военных объектов на суверенной территории – вполне реальна. А это существенно накаляет ситуацию в регионе и провоцирует рост военных расходов, равно обременительный для всех стран в период международных экономических сложностей.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.