Становление американо-израильских отношений происходило во второй половине ХХ века в контексте «холодной войны» и арабо-израильского противостояния на Ближнем Востоке. Основной целью политики США первого послевоенного десятилетия стало вовлечение арабских стран в свою орбиту посредством предоставления экономической и военной помощи. Особый интерес для Вашингтона представляли богатые нефтью страны Персидского залива, а также Египет, чей контроль над Суэцким каналом гарантировал бесперебойные поставки этого ресурса на мировой рынок. Последнее стало причиной стремления США не допустить вооруженного конфликта между Египтом и его соседями, в связи с чем они стремились занимать нейтральную позицию в арабо-израильском противостоянии и поддерживали эмбарго на поставки вооружений воюющим сторонам.
Коренной переворот в американо-израильских отношениях произошел в начале 1960-х годов, когда СССР выступил в поддержку арабских государств против Израиля. В 1962 году президент Джон Кеннеди впервые заявил об установлении «особых отношений» с Тель-Авивом. США постепенно вытеснили Францию в качестве основного поставщика вооружений Израилю. Резкий скачок экономической и военной помощи США произошел после войны 1967 года, когда Вашингтон взял на себя обязательство по поддержанию военного преимущества Израиля над арабскими соседями.
С 1974 года Израиль стоит на первом месте по объемам получаемой американской помощи (на непродолжительные периоды его обгоняли в этом качестве только Афганистан и Ирак). В среднем финансовая помощь составляет до 2,6 млрд. долл. США в год, две трети из которой до 2008 года шли на военные расходы. В 1985 году между США и Израилем был заключен договор о свободной торговле, а вся военная помощь была переведена в категорию грантов (ранее она обеспечивалась в виде государственных займов). В 1989 году Израиль стал первой страной – основным союзником США вне НАТО.
После окончания «холодной войны» и устранения блокового противостояния в регионе одним из приоритетов ближневосточной политики США стало арабо-израильское урегулирование. В результате усилий американской дипломатии к египетско-израильскому мирному договору 1979 года добавился мирный договор между Израилем и Иорданией в 1994 году. В 2000 году при американском посредничестве произошел вывод израильских войск из южного Ливана. В 2000-х годах Джордж Буш-мл. продолжил усилия по достижению арабо-израильского мира. В результате стороны подписали «дорожные карты» - рамочное соглашение по достижению окончательного урегулирования между Израилем и Палестинской Автономией.
Американо-израильские отношения сегодня
По объему торговли (в 2013 г. – 46,4 млрд. долл.) США является крупнейшим партнером Израиля, тогда как последний занимает лишь 26-е место среди торговых партнеров США. Экспорт израильских товаров значительно вырос с 1985 года, когда между странами были устранены таможенные барьеры.
Ведется активное сотрудничество между бизнес сообществами обеих стран особенно в области высоких технологий. Многие американские компании открывают в Израиле исследовательские лаборатории, в то время как израильские компании нередко прибегают к помощи американских коллег для выполнения совместных проектов. Так, компания «Интел» сегодня получает 40% дохода от разработок своего израильского исследовательского центра. Компания «БрайтСорс Индастриз», ведущий разработчик в области использования солнечной энергии, строит в Калифорнии солнечную электростанции с использованием израильских технологий.
Во время своего визита в Израиль в марте 2013 года Барак Обама подтвердил обязательства США по предоставлению Израилю экономической помощи, взятые на себя США в договоре 2008 года сроком на 10 лет. В бюджете на 2014 год для этих целей выделено 3,1 млрд. долл. США и дополнительные 504 млн. для реализации отдельных совместных проектов. Сегодня большинство из этих средств составляет военная помощь.
Сильная поддержка Израиля в Конгрессе США обеспечила последнему условия, намного более выгодные по сравнению с другими получателями американской помощи. Так, например, Израиль может использовать часть выделяемых средств для закупки вооружений собственных производителей.
Определенные противоречия возникают в связи с продажей Израилем вооружений и военных технологий третьим странам (особенно Китаю). В 2005 году США приостановили сотрудничество в разработке ряда военных проектов в связи с решением Израиля участвовать в усовершенствовании китайского беспилотного самолета «Харпи Киллер», в результате чего сделка была отменена. В этой связи в Вашингтоне вызывает обеспокоенность увеличившееся израильско-китайское экономическое сотрудничество: сегодня КНР является вторым по объему импортером израильских товаров.
Более того, в Израиле возникают опасения по поводу возросших поставок американских вооружений арабским государствам (главным образом, Саудовской Аравии) в рамках политики по сдерживанию Ирана. Данная тенденция может поставить под вопрос принцип поддержания израильского военного превосходства в регионе, заложенный в основу предоставления помощи.
Несмотря на то что США и Израиль никогда не заключали оборонного союза, американское руководство при обсуждении региональных вопросов неоднократно давало гарантии по обеспечению безопасности Израиля. В 2013 году на рассмотрение Конгресса поступил проект договора о стратегическом партнерстве, который законодательно закрепил бы основные принципы двусторонних отношений. В ходе обсуждения этого проекта возобновились переговоры об установлении между США и Израилем безвизового режима, начало которым было положено в 2005 году. Основные противоречия возникли в связи с желанием Израиля сохранить за собой возможность отказа в выдаче виз американским гражданам арабского происхождения.
США, Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
Достижение прогресса в ближневосточном мирном процессе стало одним из приоритетов внешней политики Обамы. В августе 2013 года при посредничестве США удалось возобновить прямые переговоры между Израилем и Палестиной - впервые после 2010 года. Предполагалось, что основной целью 9-месячных переговоров станет рамочное соглашение, в котором будут обозначены параметры возможного урегулирования.
Тем не менее, 24 апреля переговоры зашли в тупик в связи с тем, что Израиль возобновил строительство поселений на палестинских территориях, а палестинский лидер Махмуд Аббас объявил о возможном примирении с движением Хамас, которое США и Израиль считают террористической группировкой. Несмотря на попытки госсекретаря Джона Керри перенести дату официального окончания переговоров, Барак Обама фактически признал их провал, отметив, что он не видит в ближайшее время возможности достичь каких бы то ни было договоренностей.
Вашингтон и Тель-Авив имеют разные интересы в отношениях с Ираном. Израиль негативно воспринял инициативу США в ноябре 2013 года по ослаблению санкций против Ирана в обмен на согласие последнего сесть за стол переговоров. По мнению израильского правительства, США неосмотрительно допускают перспективу создания Ираном атомной бомбы.
В мае 2013 года Сенат единогласно проголосовал за резолюцию, согласно которой США поддержат Израиль в случае, если он решит вступить в военный конфликт против Ирана. Тем не менее, на этом этапе прямое ирано-израильское военное столкновение маловероятно, а подобные шаги наряду с агрессивной риторикой Беньямина Нетаньяху являются средством давления на Тегеран.
США и Израиль ведут тесное сотрудничество в области разведки в связи с ситуацией в Сирии. Особенно ярко это проявилось в ходе расследования химической атаки в Дамаске в августе 2013 года. Основная озабоченность Израиля в отношении сирийской проблемы заключается в возможности передачи сирийских вооружений группировке «Хезболла» в Ливане. По некоторым данным, в конце февраля Израиль произвел ряд воздушных ударов по ливанским объектам на границе с Сирией с целью уничтожения оружейных складов.
Израиль поддерживает позицию США по невмешательству во внутренние дела Сирии. Несмотря на воинственную риторику по поводу необходимости военной интервенции, правительство Нетаньяху с облегчением восприняло мирное разрешение ситуации в результате российского предложения о передаче сирийского химического оружия под международный контроль. Дестабилизация, распад государства или приход к власти в Сирии исламистов в наименьшей степени соответствует интересам Израиля.
На фоне ухудшения отношений между Азербайджаном и Западом у российских нефтяных корпораций появляются благоприятные условия для наращивания сотрудничества и вывода партнерских отношений на качественно новый уровень.
Очередной раунд американо-китайского стратегического и экономического диалога продемонстрировал, что проблемы в двусторонних отношениях не обязательно должны мешать сотрудничеству, но и сотрудничество не всегда способствует улаживанию растущих противоречий. Визит Керри в Монголию продолжил тенденцию активизации двусторонних отношений. Выступление Моди в Конгрессе не только стало данью уважения индийскому премьер-министру, но и дало повод указать следующей администрации на важность сохранения темпов развития американо-индийского сотрудничества.
В связи с наступлением "ИГИЛ" в Ираке Турция заинтересована в безопасности своих энергетических интересов в Курдистане и делает попытки найти взаимопонимание с Ираном, который поддерживает шиитское правительство в Багдаде.
22 июня 2015 года в МГИМО России состоялась презентация книги «Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего» под редакцией руководителя аналитического агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова и доцента МГИМО Андрея Безрукова.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.