В США продолжается переходный период, связанный с завершением относительно умеренного президентства Барака Обамы. Ошибок в отношении России было немало, но не было намеренной эскалации на Украине и в Сирии. Продолжит ли новый президент – вероятнее всего, Хиллари Клинтон (хотя сюрпризы после Брекзита исключать нельзя) – эту политику? Ответ повисает в воздухе. Думаю, его не вполне знает и сама Хиллари. Как тип политика-оппортуниста, она думает сейчас только о победе на выборах. Жесткой риторики в отношении России будет предостаточно, ее от Хиллари ожидают многие. Но выборы – одно, а бремя решений во времена глобального кризиса – нечто совсем иное. Не исключено, что после выборов вернется прагматизм.
Тем временем, Владимир Путин маневрирует и предлагает Европе и США замирение на новых условиях. Эти условия включают признание сфер российского влияния на Украине и в Сирии, движение к окончанию войны санкций и ценностей.
На поиски замирения указывают недавние заявления об Америке – «единственной сверхдержаве», тон консультаций с европолитиками, призывы к «диалогу» с НАТО и пр.
Впрочем, особых надежд на замирение в Кремле не возлагают. Для них это не «разрядка» и не «пальмовая ветвь», а что-то вроде стратегической паузы. Порох держат сухим, и паузу используют для активной подготовки к возможной эскалации на Украине и в Сирии. Не исключено и открытие новых фронтов в Средней Азии и других местах. Свидетельств активной подготовки предостаточно. Элементами возможного жесткого ответа могли бы стать размещение комплексов «Искандер» в Калининграде и Крыму, усиление военной поддержки Башара Асада в Сирии, новые асимметричные меры на Украине, в Молдове и Прибалтике, концентрация войск на западных границах и пр. Почва для реализации этих мер уже готовится, в том числе, в дипломатии. Начался поиск пост-брекзитских вариантов в Европе, активизированы связи на Ближнем Востоке и, что особенно важно, нормализованы отношения с Турцией.
Владимир Путин показал свои карты и ждет хода Хиллари. Последняя, в отличие от Обамы, кажется, не склонна считать, что Россия близка к экономическому коллапсу и потому никуда от США не денется. Это, впрочем, не обязательно хорошо.
Стратегическая пауза продлится примерно до января-февраля 2017. До этого времени вряд ли можно ожидать прорывов по Украине, Сирии, санкциям или войне ценностей.
Дальше – новая развилка в отношениях с Западом: либо структурная конфронтация уступит место взаимовыгодному компромиссу, либо же вспыхнет с новой силой.
Из американских СМИ складывается впечатление, что нет страны влиятельнее России. Союз российских хакеров и троллей стал настоящим кошмаром для Америки, породив глубокую паранойю. Однако российское влияние в США – миф, а российского лобби не существует. Об этом говорят хотя бы спазматические попытки российских бизнесменов стучаться во все двери в Вашингтоне перед угрозой попасть под санкции.
На протяжении последних трех столетий Москва была главным динамическим ядром Евразии и центром притяжения для соседей. Однако будущее евразийского пространства в XXI веке будет определяться не одной Россией, которая будет вынуждена конкурировать с Китаем, ЕС, США, Турцией и Ираном. Россия должна быть за столом переговоров великих держав, чтобы не стать одним из блюд в их меню.
Скорее всего, и июньская резолюция германского Бундестага не станет революционным прорывом. Тем не менее, само ее принятие показывает, что спор между прагматической и ценностной линией при формировании внешней политики сохраняет свою актуальность, особенно в контексте политики ЕС, включая и закавказское направление. Можно по-разному к этому относиться, однако понимать данные реалии и уметь с ними работать крайне важно.
Визит российского министра и в Азербайджане, и в Армении, и в соседних странах, и в США вызывает значительный интерес. От него ждут если не сенсаций или прорывов, то определенной конкретизации относительно нагорно-карабахского урегулирования в целом и позиции Москвы, в особенности. Сразу оговоримся, эти ожидания имеют различное наполнение. Естественно, Ереван и Баку надеются на то, что РФ сделает выбор в их пользу, а партнеры России по Минской группе ОБСЕ не хотели бы концентрации дипломатического влияния на мирный процесс в руках Москвы.
«Внешняя политика» - аналитическое агентство, которое позволяет частным лицам и специалистам государственных и бизнес-структур правильно понимать логику международных процессов и трезво оценивать и прогнозировать политические риски. В отличие от СМИ, материалы "ВП" формируют целостное понимание проблемы и позволяют принимать решения.